Философия и практика лайя йоги

Вид йоги – лайя йога – можно назвать особенным. Освоить ее самостоятельно достаточно сложно. Но, кто владеет этой техникой достигает Освобождения и обретает бессмертное божественное тело (Дивья-Деха) на протяжении одной жизни.

Из истории

Впервые о лайе йоге было сказано в Упанишаде – священном писании индуизма. Поначалу, это направление изучалось как самостоятельное учение. Лайя являлась частью учения Хатха Видья, основанной на управлении энергиями внутри организма с результатом абсолютного растворения и овладения наивысшей ступени – Освобождения.

В буддийских записях есть информация, что Великий Будда применял лайя йогу по совету учителя Уддалаки. Закрывая уши, Будда пальцами прижимал глазные яблоки, делая мудры. Все это осуществлялось для того, чтобы сосредоточиться на звуке и внутреннем Свете.

Метод растворения собственного «я» в сознании трансцендентации применяется во многих школах йоги. Состояние лайи является универсальным без религиозных предрассудков.

Накапливание опыта духовности приводит в активность сознание. Практика лайя помогает достигнуть высочайшей ступени, переходя в созерцание.

Философский взгляд Лайя йоги

С языка санскрита «лайя» трактуется как растворение. Достигая состояния Сознания йогин уходит от двойственности. В результате объединяется сознание и трансцендентное Бытие (Брахман). Оно как бы растворяется. Учение лайя располагается на наивысшей ступени по сравнению с другими учениями. Но это не означает, что оно превосходит какие-то практики, Лайя – вне них. Философия этого учения является основополагающей. В ее основе заложено не двойственное видение реальности, которое достигается в чистом состоянии ума (амадхи). Таких принципов придерживаются все религиозные конфессии, которые стремятся познать истину. Мастера, практиковавшие Лайя йогу исповедовали разные религии.

Наиболее действенный метод лайи – самбхава мудра. Когда йога концентрирует свое внимание только на одной чакре. Для эффективности в учении применяют упражнение Тратак (сосредоточенность взгляда). Используя практику грамотно, йог утверждается на наивысшей ступени – самадхи (освобождение). Такое состояние достигается благодаря естественному созерцанию, не прибегая к усилиям. Иначе практика перестает быть практикой. Каждое усилие становится помехой.

Самадхи имеет несколько ступеней:

  • нирвикальпа-самадхи;
  • сахаджа-самадхи;
  • саруба-самадхи.

На ступени Саруба-самадхи просветляются ум, тело, энергия.

Сахаджа-самадхи приводит к особенному состоянию. Йогин погружается в него с присутствием Атмана (Абсолюта) без напряжения. В таком состоянии он перебывает всегда (во сне, в работе, при ходьбе). Здесь нет отрицаний, происходит объединение всего. Чем больше йогин отдается такому чувству, тем быстрее он растворяет свое «я» в высшей реальности брахмана. Отдавшись целиком этому состоянию, человек испытывает такое чувство, которое невозможно описать. Он познает свое реальное «я» равносильное Абсолюту. После этого йогин перестает себя сравнивать с чем либо другим.

Для овладения Лайя необходимо пройти Путь – специальные практики.

Путь

Путь – это практика созерцания, медитации, умение управлять внутренней энергией. Он включает три важных основы:

  1. С наставником (шравна) перейти в состояние естественности.
  2. Обдумывая и устраняя сомнения (манана), получить прояснение.
  3. Применяя специальные методы Лайя йоги (индидхьясана), неуклонно продолжать созерцать присутствие.

Важно постоянно проявлять внимание к чувству естественности, созерцанию, самоосвобождению, двойственному восприятию в непрерывной осознанности.

Значение Созерцание в практике Лайя – бдительность осознания, не применяя усилий. Не стоит концентрироваться на чем-то. Йогины не зацикливаются на прошлом, не воображают будущее, не охвачены концепцией настоящего. Они вращаются за границами концепций в состоянии естественности. Чувство естественности – это как небо, не наделенное границами как внутри, так и снаружи. Когда ум находится в Истинной Таковости (на подобии пространства без качеств, из которого создаются все качества).

Определив свое настоящее сознание, йогины постоянно удерживают его, чтобы прийти к высшему совершенству – саруба-самдхи. Они смотрят на мир как на разум без качеств и основы (воспринимают тело как иллюзорность, чистоту своей энергетики).

Медитирование состоит из 5 путей (5 янтр) Лайя йоги:

  1. Праджня-янтра (Путь Мудрости);
  2. Шакти-янтра (Путь Энергии);
  3. Нидра-янтра (путь Сновидений);
  4. Нада-янтра (Путь Звука);
  5. Джьоти-янтра (Путь Света)

Непрерывно практикуя созерцание, йогин погружается в естество Ума (сахаджа-стихти). Медитирует он как сидя, так и в движении.

Упражнения для медитирования сидя следующие:

  • Дхьяна – сосредоточение с целью овладения ума в одном направлении.
  • Анапанасти – медитирование на вдох и выдох.
  • Ахам-Вритти – медитирование на чувство «я».
  • Медитирование на сознание ума, находящееся в пустоте.
  • Махавакью – медитирование на Великое изречение.
  • Решение антилогичных задач (коаны дзен).
  • Медитирование на небесный простор.
  • Медитирование на силы Просветления во Вселенной, световое пространство.

Совершая ходьбу созерцания используются такие практики:

  • Отслеживание состояния тела, дыхание;
  • Движение с аффирмациями;
  • Самовоспоминание;
  • Созерцание Света, пространства Бесконечности;
  • Настрой на работу силы Вселенной, низшей ниши;
  • Интегрирование с пятью элементами и др.

Путь Шакти-янтра (энергии) включает практикующие упражнения с Нади (каналы), Праной (ветер), Чакрами (энергетические центры). Все это делается чтобы:

  • Пробудить Кундалини.
  • Получить опыт бессмертия, как нектар.
  • Произошли выходы тонкого тела.
  • Постоянно находиться в сознании Самадхи.
  • Раскрыть четыре блаженства тела и пять пространств.

С этой целью применяются асаны, мудры, бандхи, пранаямы. Йоги визуализируют чакры, соединение с пятью элементами стихий и т.д.

Йога-Нидра (Путь сновидений) объединяет практики, которые проводятся ночью:

  • Осознание себя во время сна.
  • Майя-дэха – совершенствование тела сновидений.
  • Перевоплощение и руководство сновидениями.
  • Вхождение в осознанность сна, исключая сновидения.

Йога Нада (Путь Звука) включает 10 этапов фокусирования на внутренних звуках в сознании пустоты.

В Джьоти-йога (Путь Света) генерируются световые видения (божества, мандалы, световые сферы и др.).

Тренируясь с созерцанием, йогин испытывает видения в четырех стадиях:

  • Начало.
  • Сосуд.
  • Нарастание.
  • Исчерпание.

Путь Света является достаточно глубинной садханой, помогающая за короткое время (в течение одной жизни) достичь бессмертности тела Света.

Вехи великой трансформации

Обычные люди имеют желания, находящиеся в сердце. Если они отпадают, смертный человек переходит на ступень бессмертия. Он соединяется с Брахманом (Богом). Когда и в каком месте не постигла бы смерть йога, произойдет его слияние с Брахманом. Это имеет подобие того, как внутренний простор разбитого кувшина соединяется с пространством бесконечности.

Божественное тело сияет (дева-дэха). На нем нет ожогов от огня, высушенных ветром мест, мокроты от дождя, укусов змеи. Оно часто совершает визиты в небо (сварлока). Молниеносно, подобно мысли, йогист приобретает дар путешествия небесными просторами.

Последним плодотворным этапом Лайя — саруба самадхи (божественный свет) – перемещение тела в одно из четырех тел:

  1. Шудха – освобожденное от кармы, тело составлено из чистейших компонентов. Ему не нужно питание, сон, оно освобождено от состояния старения и смерти.
  2. Пранава-дэхам – бессмертность тела с радужным отсветом, неосязаемое и невидимое.
  3. Джаняна-дэхам – чистейшее сознание без границ, где есть недвойственность.
  4. Дэва-дэхам – единение с Брахманом не только на духовном, но и физическом уровне. Здесь нет определенных границ, но йогин эманируется в многочисленных телах.
  5. У самых опытных йогинов в течение жизни исполняется сиддхи (божественное золото).

Знаменитые бессмертные сидхи, как китайские Даосы, реализовывают свое тело света и до настоящего момента, характеризующегося бессмертностью во многих мирах мироздания.

Когда в момент смерти йогин осуществляет такие тела, он, как святой Тукарам, возносится в сияние тела света. Показателем выхода тела в истинное освобождение является то, что оно освещено огнем бессмертия.

Все вехи Великой трансформации в конце 19 столетия прошел знаменитый святой из Вадулара – Рамалинга Свами. Он и в настоящий период является великим святым Южной Индии. Он молился о вечном лучезарном теле, имеющем противостояние к ветру, земли, огню, воде, солнцу, смерти, болезням, злодеянию и т.д. Тело Святого сияло чистым светом и не отдавало тени.

После прощальной беседы с учениками Святой Рамалинга закрылся в хижине и спустя какое-то время исчез, не оставив следа. Он растаял в фиолетовой световой вспышке.

Связь с Кундалини йогой

Йога Лайя тесно связана с Кундалини йога, т.к. способствует пробуждению энергии Кундалини, размещенной в основании позвоночника. Сохраняется данная энергия в канде. От нее отходит 72 тысячи ответвлений (астральные каналы), имеющие называние нади.

Наиболее значительные из них такие:

  • Ида – проходит по левой части спины и отвечает за женскую (лунную) охлаждающую энергию.
  • Пингала – проходит по правой стороне спины. Пингала отвечает за солнечную энергию (горячую).
  • Сушумна – проходит вдоль позвоночной оси.

Задача ляйя йоги – успокоить каналы ида и пингала. Тогда энергия Кундалини будет двигаться кверху по каналу сушумна, что способствует очищению всех чакр. В идеальном варианте она достигает сахасрары (верхний центр). Здесь энергия Кундалини сливается с энергией шива.

Для достижения сознания лайя (растворение) систематически применяют разные практики:

  • медитирование;
  • пранаяму;
  • проговаривание мантр;
  • комплексы асан.

Данные практики активизируют физические вибрации, чтобы произошел самопроизвольный толчок выброса энергии Кундалини.

Цель духовной практики – достичь Пробужденного состояния ума в форме Бесконечного Света. Все это делают на основе наставлений Духовного Учителя. Это имеет название – реализация Брахма и Освобождение. Когда достигается такое состояние, человек чувствует неимоверное чувство свободы, счастья, избавление от страданий.

Он уже не живет в прошлом или будущем. Он поддерживает состояние постоянной осознанности и систематически добивается единения со всем сущим.

Практикующих лайя йогу поначалу подготавливают к чувствам, которые проявляются после активации Кундалини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *