Все о ткани «Муар»

Вместе с парчой, шелком, атласом и бархатом муар занимает достойное место среди самых роскошных и богатых материалов. Это одна из самых красивых материй, отличительными чертами которой являются изысканное мерцание и ненавязчивые узоры, напоминающие голографию. Такое полотно пользуется популярностью уже не одно столетие, именно его воспевали в своих литературных и художественных произведениях знаменитые поэты и художники.

Общее описание и история

Ткань муар хорошо знакома людям, увлеченным творчеством художников периода с XVIII до начала ХХ вв. Женщин и мужчин, облаченных в наряды из этой материи, можно увидеть на портретах членов царской семьи, аристократов, военачальников и других влиятельных людей. На картинах они изображены в переливчатых платьях и камзолах из дорогой ткани с обязательными муаровыми лентами для орденов. Муар был популярен, вплоть до революции 1917 г., одежда из такой ткани всегда служила символом высокого статуса, финансового достатка и исключительно утонченного вкуса.

О происхождении ткани известно немного. Согласно некоторым предположениям техника изготовления шелковых тканей с лёгким оптическим эффектом впервые зародились на Востоке, но очень быстро прижилась в странах Старого Света.

В старину это мерцающее полотно называли «объяр», в переводе с персидского «аб» означает вода. И в самом деле, ткань из муара создавала визуальный эффект струящегося водного потока.

В Россию муар привез Петр I. Сперва материал использовали исключительно для пошива наградных лент. Но его красота была оценена по достоинству, и вскоре из ткани начали шить женские, мужские наряды, а также роскошные предметы декора. В заметках В. Верещагина можно найти упоминание о том, что муаровые платья начали носить в 1806 г. Мода на одежду из муара сохранялась, вплоть до начала Первой мировой войны.

Упоминание о необычной ткани встречается во многих литературных произведениях. Так, поэт А. Белый воспевал красоту женщин в одежде из этого струящегося материала. А знаменитый Игорь Северянин называл женщин в муаровых нарядах «изысканными и эстетными».

Изначально ткань делали из однородного шёлка либо с добавлением хлопковых нитей. По мере развития текстильной промышленности в состав полотна стали включать синтетические волокна вискозы, лавсана и ацетата. Такие добавки сделали материал более эластичным и стойким к износу.

Изготовление любых муаровых тканей с использованием натурального шелка, шелковой пряжи и химических нитей производится в точном соответствии с принятым ГОСТ 28253-89. В этом регламенте указывается, что основные технико-эксплуатационные параметры материи — изменение длины нитей после мокрой обработки, несминаемость, нагрузка на разрыв, удлинение при разрыве и другие, должны в точности соответствовать утвержденным стандартам. К примеру, стойкость к истиранию ткани из натуральных шелковых нитей должна быть не ниже 200 циклов, для ткани, основу которой составляет синтетическое волокно, – 1000 циклов.

Основой производства муаровой ткани является каландрирование. Такая техника предполагает полотняное плетение однородных либо смесовых нитей с последующей прокаткой готового полотна через горячие вальцы (каландры). При такой обработке нитки сдвигаются, сдавливаются и принимают противоположное направление — именно это и создает зрительный эффект бликов на ткани.

С некоторых ракурсов может показаться, что узоры на поверхности материи немного напоминают продольный срез древесины, и выглядят как голографическая картинка.

Менее распространен способ замены переплетения волокон. В этом случае в ходе создания полотна выполняют периодическое чередование типов плетения в заданном порядке. Всё это позволяет создавать объемный повторяющийся узор с выраженным отливом. Ну и, наконец, можно прибегнуть к многослойной технике — несколько слоев тонкого сетчатого материала в хаотичном порядке кладут друг на друга. За счет сдвига нитей формируется необычный узор, именно он придает готовому полотну неповторимое мерцание и идеальную гладкость.

Муар всегда относился к элитным материалам, его отличает эффектный внешний вид. Впрочем, это далеко не единственное достоинство полотна — его потребительские характеристики исключительно высоки. Если изначально это была довольно деликатная и отнюдь не самая прочная ткань, то в наши дни муар производят стойким к трению, поэтому вещи из него имеют продолжительный срок службы.

Таким образом, к плюсам муара можно отнести:

  • изысканный и дорогой внешний вид;

  • шелковистую, приятную на ощупь поверхность;

  • отсутствие склонности к деформациям;

  • высокую прочность;

  • лёгкую драпируемость.

В то же время есть и недостатки. В первую очередь это высокая стоимость. Материал требователен в уходе, если при его чистке, глажке и хранении допускаются ошибки, на полотне появляются заломы, избавиться от них впоследствии будет довольно сложно.

Кроме того, гигиенические характеристики ткани, такие как теплозащитность, водоупорность, электризуемость, держатся на среднем уровне. Параметры пылеемкости и воздухопроницаемости ниже средних, при этом паропроницаемость высокая, гигроскопичность составляет 6-12%.

Это интересно: термин «муар» обозначает не только ткань и технику ее обработки, но также разновидность бумаги с тиснением на поверхности. Определение получило широкое распространение среди фотографов. В данном контексте оно обозначает любое изображение, которое может напоминать сетку или волнистые полосы. Как правило, его получают, накладывая друг на друга пару сетчатых рисунков.

Виды

Выделяют две основные разновидности муаровой ткани.

Плотный громуар — такое полотно выполняется из шёлка высокого качества, благодаря чему на поверхности ткани создаются ненавязчивые оптические принты с насыщенными яркими переливами. Именно из такой ткани в прежние времена изготавливались орденские ленты и одежда для придворных царского двора.

Муар-антик — более тонкая материя, которая формирует объёмные переливы. Это полотно производят за счет сминания волокон со смещением. Благодаря такой технике на поверхности ткани создаются градиентный матовый перелив и объёмный орнамент.

Данную технологию часто используют для создания на поверхности полотна переходов омбре от темных тонов к светлым и оформления выразительных разводов. Материя идеально подходит для создания нарядных платьев. В наши дни нашла своё применение при пошиве красивых штор, которые гармонично вписываются в винтажные интерьеры.

Отдельно стоит упомянуть о материи бархат-муар. Визуально эта ткань похожа на обычный муар, но по технике изготовления не имеет с ним абсолютно ничего общего. Такое полотно представляет собой материал с густыми ворсинками, узор здесь формируется за счет комбинирования ворса разной длины и окраса.

На такую ткань можно нанести печать. Так, для муара из шелка или шелка с добавлением хлопка оптимальным станет принтерная печать. Для синтетических модификации полотна предпочтение отдают шелкографии и сублимации.

Области применения

Несмотря на скоротечность модных тенденций, на протяжении нескольких столетий муар был и остается одной из самых лучших тканей для пошива имиджевой одежды и нарядных текстильных изделий для дома. Именно из муара в прежние годы шили орденские ленты для Петра I, полководцев А. Суворова, М. Кутузова, генерала П. Багратиона, а также адмирала Ф. Ушакова. При этом для разных типов наград использовали разные муаровые ленты.

В дореволюционной России муар использовали для пошива чехлов на парадную мебель. Ткань была востребована для декора помещений, в которых проводились торжественные мероприятия. Если познакомиться поближе с полотнами живописцев, может показаться, что муар присутствовал буквально везде. Знатные дамы в нарядах из струящихся полотен изображались в интерьерах с мерцающими гардинами и искрящимися мебельными накидками.

Не утратил своей актуальности муар и в наши дни.

Муар имеет эстетичную, декоративно привлекательную фактуру, поэтому не нуждается в нанесении принтов. Обычно такие ткани выпускают гладкокрашеными в самых разнообразных цветах и отливах. Из муара получаются по-настоящему дорогие роскошные шторы, особенно эффектно они смотрятся с ламбрекеном. Впрочем, модели лаконичного кроя также будут создавать необычную игру света и стильные визуальные эффекты.

Широкое распространение муар получил в декоре интерьеров. Его часто используют для обшивки стен и мебели. Хотя нужно заметить, что в последнем случае рисунок подвергается постоянному истиранию и со временем утрачивает свою декоративность.

Из ткани белого цвета изготавливают ленты для школьников и шьют свадебные наряды. Цветной материал используют для изготовления нарядных брюк и вечерних платьев. Его широко используют для изготовления:

  • концертных нарядов;

  • костюмов в стиле ретро, поп-арт;

  • театральных декораций.

Муар применяют для обивки нарядной мебели. К тому же по сей день из него изготавливают наградные ленты.

Можно смело утверждать, что муаровое полотно является незыблемой классикой, которая не выйдет из моды никогда. Материал хорошо сочетается с такими тканями, как бархат, лен и органза.

Советы по уходу

А вот ухаживать за этой тканью непросто. Как и все дорогие полотна, муар очень требователен. Если ткань изготовлена из натурального шёлка, её очистку лучше всего доверить профессионалам. Во всех остальных случаях нужно придерживаться следующих рекомендаций.

  • При стирке в машинке необходимо установить деликатный режим.

  • Температура стирки не должна превышать 30 градусов, время — не более полутора часов.

  • Чистящие составы не должны содержать хлора и любых других агрессивных отбеливателей. Предпочтение лучше отдавать щадящим жидким средствам, к примеру, биологическим.

  • Не допускается стирка вещей из муара вместе с другими материалами. Нельзя закладывать в машинку белье разных оттенков.

  • Отжим не рекомендован, в крайнем случае его производят на минимальных оборотах в течение 10 минут.

  • Модели на основе полиэстера и ацетата следует стирать только руками, без трения и выкручивания.

  • Сушат вещи из муара в разложенном виде на ровной горизонтальной поверхности. При этом нужно держать их подальше от ультрафиолетовых лучей, радиаторов и других источников тепла.

  • Режим глажки подбирают с учетом состава материала при температуре не выше 130 градусов. Гладят муаровые вещи только с тыльной стороны.

  • Категорически не допускается смачивание муара в процессе глажки — в этом случае вода оставит на поверхности полотна заметные неопрятные пятна.

  • Изделия из муара склонны к образованию заломов, поэтому нужно как можно тщательнее расправлять их перед подсушиваем. Оставшиеся заломы аккуратно расправляют над паром.

  • Место для хранения вещей из муара должно быть темным, сухим и обязательно периодически проветриваемым.

  • Одежду из муара хранят развешанной на плечиках, домашний текстиль — аккуратно сложенным.

  • Чтобы со временем полотно не запылилось, желательно прикрыть его сверху чехлом для одежды.

  • В случае сильных загрязнений, а также для вечерних нарядов с большим количеством декоративных элементов предпочтение лучше отдавать химической чистке.

Если следовать этим правилам, то вещи из муарового полотна будут сохранять свой первоначальный внешний вид долгие годы.

Муар — одна из самых изысканных и красивых тканей. Её утонченные переливы создают особый визуальный образ и словно заполняют окружающее пространство ощущением богатства, роскоши и внутренней свободы. Поэтому в любом гардеробе и в каждом доме желательно иметь хотя бы одну вещь из такого материала. Будьте уверены — момент, когда она придется весьма кстати, непременно наступит.