Какой бывает ткань плиссе и что можно из нее сшить?

Плиссированная ткань пользуется особым покупательским спросом. Тем, кто любит рукоделие, стоит узнать подробнее о характеристиках данной ткани, ее особенностях, методах ухода за ней.

Что это такое?

Плиссе – текстиль со множеством параллельных вертикальных складок идентичной ширины, держащих свою форму после стирок. Это не конкретный вид материала, а ткань, которой придали складчатую форму. Ее состав может быть разнообразным. Ширина складок варьируется в пределах 0,5-5 см. В сравнении с гофре они плоские, расположены параллельно друг другу и напоминают сборку гармошкой.

Название «плиссе» произошло от английского pleat («складка»). Изначально такая ткань украшала льняную и хлопковую мужскую одежду. Плиссе выполняется из шерсти и иных материалов. Технология производства ровных и устойчивых складок была разработана в позапрошлом веке. Для создания складок использовались материалы разной толщины и плотности. Пик массового производства складчатых тканей пришелся на середину прошлого века.

Фактура материала обычно гладкая, без рельефного рисунка. Она бывает матированной и с блестящим отливом, эффектом металлик и глянцем.

Плюсы и минусы

Плиссированный текстиль имеет ряд особенностей. Он украшает разные детали женской одежды, смотрится эффектно и изысканно. Такая ткань не выйдет из моды, поскольку считается классикой. Плиссированная одежда подходит женщинам разного возраста. Она не сковывает движений, удобна в носке, прилегает к телу. Лучшее свойство фактуры – способность вытягивать силуэт. Благодаря этому корректируются недостатки фигуры.

Плиссе отлично комбинируется с любой одеждой. Подобная ткань используется в качестве основной формы и отделки изделий. Материал может быть прозрачным и непрозрачным. Плиссе редко мнется, ткань отлично держит форму и не нуждается в глажке после стирки, отжима и сушки. Отлично струится, повторяя контуры силуэта. В тонких тканях создает эффект легкости и невесомости. В изделиях располагается не только вертикально, но и горизонтально.

Из подобного материала можно сшить элементы женского гардероба в самых разнообразных стилях. Он придает образу романтичность и женственность, не ограничивает длину платьев, юбок и брюк. Она может быть классической, в пол, миди, выше колена. В отдельных случаях она и вовсе минимальна, что ничуть не уменьшает эстетичности изделий. Наряду с этим сборка складок увеличивает расход на изготовление плиссе. Технология производства длительна и трудоемка.

Она выполняется на специализированном оборудовании (прессах и аппретурах). Плиссе – отнюдь не универсальный тип фактуры. Чтобы оно смотрелось уместно в конкретном изделии, необходимо основательно выбирать фасон, силуэт, соотнося с толщиной и составом ткани. Материал, который используется для интерьерного декора, должен иметь максимальную ширину. Его не получится использовать для панорамного остекления.

За счет того, что плиссе складывается практически втрое, оно дороже обычных тканей. Крупный принт на него наносится редко, поскольку складки искажают рисунок.

Как делают плиссировку?

Метод промышленного изготовления плиссе был создан и запатентован Мариано Фортуни-и-Мадрасо в 1909 году. Он был основан на использовании прессовального оборудования. В ходе производства под воздействием высокой температуры и веса станка происходит прессование материала с образованием складок. Если обработке подвергается синтетическая ткань, волокна спекаются в местах сгибов.

Так гарантируется нужный результат. Для формирования плиссе из натуральных тканей используются специальные пропитки. В домашних условиях его делают с помощью бумажного шаблона, утюга, водного раствора уксуса. Для большей стойкости складок используют хозяйственное мыло либо клеевой состав. Однако подобные манипуляции не являются гарантом сохранения складок. Практически всегда после стирки их приходится корректировать, что довольно трудоемко и требует немало времени.

Что можно сшить?

Плиссированный текстиль используется для производства одежды и декорирования интерьера. Он делает уникальными изделия с простым кроем, применяется в пошиве юбок, блузок, туник. Он украшает платья и брюки, а в зависимости от плотности используется для изготовления не только легкой, но и верхней одежды. Из него получаются красивые коктейльные платья и сарафаны, а также теплые шерстяные пальто.

Складчатые элементы из плиссированной ткани, такие как кокилье, воротники, манжеты, воланы, кокетки, рюши, выглядят очень изящно и нежно. Из такого текстиля делают вставки на лифе платьев для визуального увеличения груди. Классическое применение – школьная форма для девочек разного возраста и базовые элементы делового женского гардероба в строгом стиле. Для такой одежды используется как однотонный, так и клетчатый текстиль.

Плиссе – фактурная ткань для штор любой конфигурации, занавесок, абажуров. Ее используют для украшения пуфов, подлокотников диванов, изголовий кроватей. Она может использоваться для пошива нарядных и тематических скатертей. Эффектно смотрится в отделке дамских сумок и шляп, а также летней обуви. Плиссированными бывают даже ламбрекены классических и арочных окон.

Плиссе применяется для украшения банкетных залов, гостиничных номеров, холлов, ресторанов. Его используют в производстве плиссированных штор современного типа, складывающихся по принципу жалюзи. У данной ткани есть специальная обработка. Ее складки крупнее 5 см, чего требует технология раскрытия и закрытия занавесей, размер которых практически всегда соответствует размеру оконного проема.

Виды

Классифицировать разновидности плиссированной ткани можно по разным признакам. По составу она бывает натуральной, искусственной, комбинированной. В производстве могут использовать шифон, бархат, шелк, полиэстер. В производстве также используется кожа. Каждый тип материала имеет свои особенности.

  • Полиэстер отлично держит форму. Он устойчив к выгоранию и сминанию. Имеет матовую поверхность и непрозрачную структуру со сложным переплетением нитей.

  • Трикотаж бывает хлопковым, вискозным, шерстяным, синтетическим. Переплетение материала петельное, он отлично растягивается в длину и ширину. Плиссированные трикотажные складки толще других.

  • Бархат относится к самым плотным материалам, подвергаемым плиссировке. У него короткий ворс, благодаря чему увеличена толщина складок. Бархат-плиссе полнит фигуру.

  • Атласная ткань отличается саржевым переплетением и характерным блестящим блеском. Она сыпется по краям, деформируется по диагонали, используется для нарядной одежды.

  • Плиссированная сетка применяется для изготовления специфичной одежды (юбок-пачек, сценических образов). Материал искусственный, прозрачный, стойкий к растяжению и деформации.

  • Шифон – одна из самых капризных полупрозрачных тканей. Это отражается и на плиссировке. Шифоновая плиссировка тонкая, но сминается после стирки. У нее матовая фактура и уязвимость к зацепкам.

  • Креп-сатиновая плиссированная ткань может иметь ласы, которые образуются в ходе сборки складок. Сам материал сильно осыпается, у него матовая поверхность и сложное переплетение нитей.

Наиболее популярные смесовые варианты производят из:

  • шелка с добавлением вискозных и ацетатных волокон;
  • полушерстяной ткани, кашемира и лайкры;
  • льняно-эластановых материалов;
  • сочетания хлопка, вискозы и полиэстера.

По цветовой гамме ткани делят на 2 группы: однотонные и принтованные. Варианты первой группы насчитывают множество оттенков, включая нейтральные, пастельные, яркие, кислотные, темные, приглушенные цвета. Расцветки зависят от плотности и назначения ткани.

Плательные материалы украшают цветочным, растительным, геометрическим принтом. Популярные рисунки – горох и клетка. Они используются при пошиве одежды делового стиля.

Уход

Уход за плиссированной тканью зависит от характеристик используемого сырья. Одни материалы сдают в химчистку, закрепив по кромке, другие стирают ручным способом. В первом случае закрепление складок выполняют крупным стежком белыми нитками. Так исключается вероятность того, что они полиняют. Если не хочется вручную сметывать низ, то это делают на машинке, выбирая максимальную длину стежка. Однако химический способ далеко не всегда оправдан, как и фиксация складок. Например, изделия из синтетических костюмных тканей зачастую не нуждаются в этом.

Плотные полиэстеровые ткани отлично держат складки даже после стирки в стиральной машине, если постирать их на деликатном режиме в чуть теплой воде. Тонкие и сетчатые материалы подвергать подобному не стоит. Вручную вещи стирают в теплой воде, температура которой не превышает 30 градусов. Нельзя надолго замачивать изделие и отбеливать, если замечены пятна.

Для стирки нужно использовать подходящий тип порошка, который указывается на упаковке. Разновидности для ручной стирки отличаются повышенным пенообразованием. Они требуют лучшего прополаскивания. Можно использовать жидкие моющие средства с щадящим воздействием. Чтобы фактура не утратила мягкость и струящийся эффект, в лоток добавляют кондиционер для белья.

Отжимать вещь лучше руками, что особенно важно для изделий из хлопка, вискозы, шифона. В некоторых случаях лучше, чтобы вода стекла самостоятельно. Сушить изделие лучше в вертикальном положении. Чтобы не деформировать параллельность складок у юбок, их вешают на плечики, фиксируя имеющимися зажимами. Если высушенная вещь нуждается в глажке, используют режим отпаривания.

Утюжить изделие можно исключительно через проутюжильник из тонкой натуральной ткани.

Если внизу есть временная прошивка, поступают следующим образом. Сначала вещь раскладывают на гладильной доске, затем расправляют складки, чтобы они легли параллельно и не смотрели в разные стороны. Сверху кладут проутюжильник, на него ставят утюг для закрепления формы. Чтобы после глажки не осталось временных стежков, убирают проутюжильник, вынимают нитку, вновь накрывают изделие тканью и отпаривают низ.

Далеко не всегда для этого годится сложенная вдвое марля. Если утюжить через нее шифон или иную тонкую ткань, гладкая фактура становится пористой, принимая «узор» марли. Хранить плиссированные вещи лучше на вешалках. Чтобы они не пылились в шкафу, их можно упаковать в хлопковые чехлы. Не стоит хранить одежду слишком плотно, утрамбовав между другими вещами.