«Жадина-говядина» – популярная и смешная дразнилка. Но совсем не смешно, если такие слова звучат в адрес вашего ребёнка, не так ли? Одно дело, когда детская жадность является возрастной особенностью и даже защитным механизмом. Другое дело, когда эта черта плавно перетекает во взрослую жизнь и служит препятствием для нормальных отношений с окружающими людьми.
Сегодня психологи переоценивают такую личностную характеристику, как жадность. Особенно если это касается маленьких детей. В раннем возрасте малыш пытается всеми силами отстоять своё имущество от посягательств других крох. Он видит, что у родителей есть личные вещи, принадлежащие только им. Следовательно, и ему хочется владеть «моей прелестью». Но всё же следует понять, почему ребенок жадничает и как (зачем) научить его делиться игрушками.
Детская жадность – это естественно?
Как ни странно – да. Просто мы привыкли любое нежелание делить своими вещами называть жадностью. Грубо, резко, иногда хлёстко, но одно слово описывает все стороны чувства собственности. А между тем отстаивание своих границ не обязательно обусловлено «скупостью» или «алчностью» ребёнка. Всё гораздо сложнее.
Психологическое обоснование «жадности»
Маленькие дети, в силу возрастных особенностей, не понимают разницы между действительно ценной вещь и какой-либо безделушкой. Для них одинаково дороги и шикарные велосипеды, и собранные на поляне опавшие листья. А всё потому, что ещё нет устоявшихся границ между «Я», «Моё» и остальным миром.
И подобное отношение к вещам необходимо уважать. По двум причинам.
- Во-первых, воспитание ребёнка, уступающего свои вещи всем и каждому, приведёт к тому, что в будущем из него получится безвольная личность, не могущая отстоять своё мнение, собственные права и права близких людей.
- Во-вторых, посмотрите на ситуацию детскими глазами и примерьте её на себя. Обрадовались бы вы, если кто-то потребовал отдать ему ваш смартфон, холодильник, автомобиль? Вот и малышу его игрушечная машинка столь же дорога, как вам – недавно купленный джип.
Тем более что в просьбе взрослого поделиться с другом машинкой есть определённое лицемерие. Мы постоянно учим ребёнка уважать чужое личное пространство: «Не трогай вещи сестры», «Не бери мамину косметику», «Это папины инструменты, нельзя их брать». А вот детские вещи почему-то считаем возможным отдавать без его согласия или под нажимом родительского авторитета.
Так что не стоит принуждать ребёнка делиться личными вещами. «Жадность» исчезает с возрастом, когда приходит понимание, что игрушками можно меняться, а отданная машинка вернётся через несколько минут.
Возрастные особенности
Специалисты выделяют несколько возрастных этапов формирования чувства собственности у детей.
- 12-24 месяца. Ребёнок ещё не делит вещи, людей на своё и чужое. В этом возрасте даже нет границ, которые бы проводили чёткую черту между этими понятиями. Следовательно, нельзя говорить о жадности. Малыш берёт чужие вещи, отдаёт или не отдаёт свои игрушки.
- 2 года. Приблизительно в двухлетнем возрасте ребёнок начинает осознавать свою самость. У него появляется преставление о себе, в лексиконе возникают слова «Я» и «Моё». Последним словом дети чётко фиксируют своё личное пространство и свои вещи. Вот почему двухлетки так остро реагирует, когда чужой человек берёт его игрушки или одежду. И это не жадность.
- 3 года. Почему ребенок жадничает в 3 года? Дети вступают в кризисный период, когда обнаруживается несоответствие социума меняющимся детским потребностям. Ребёнок упрямится, своевольничает, командует, упрямится, а то и открыто бунтует против «режима». Что касается жадности, то она может как гипертрофироваться, так и пропасть из поведенческого арсенала.
- 4 года. Это возраст активной социализации, когда дети играют не просто рядом, а вместе. Взаимодействие выходи на передний план, а личные вещи и игрушки превращаются в инструментарий, помогающий наладить общение с ровесниками. Малыш методом проб и ошибок понимает, что с теми детьми, которые делятся, играют чаще и охотнее.
- Предшкольный возраст. На этом возрастном этапе уже можно говорить о формировании такой черты характера, как жадность. Скорее всего, ребёнок развивается негармонично, испытывает психологический дискомфорт, который и компенсирует излишней рачительностью.
То есть в некоторых ситуациях здоровое чувство собственности принимает и крайние формы. В чём же причина подобного поведения детей?
Почему ребенок жадничает – основные причины
Таким образом, говорить собственно о жадности можно лишь по отношению к детям старше 5-летнего возраста. Психологи выделяют несколько причин того, почему дети жадничают.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Дефицит родительского внимания. Жадины-говядины часто вырастают в тех семьях, где мамы и папы заняты работой, а недостаток ласки компенсируют подарками. Малыш не готов делиться этими вещами, которые ему очень дороги, с другими людьми.
- Избалованность. Ставя малыша на своеобразный пьедестал, сдувая с него пылинки, родите взращивают маленького деспота. Он не только не отдаёт купленные ему игрушки, не делится ими, но и требует всё новых и новы подарков.
- Родительский пример. Дети, как известно, берут пример с родителей. Если взрослые члены семьи считают каждую копейку (и речь идёт не об экономности), не хотят делиться со своими близкими, то ребёнок, с большой долей вероятности, переймёт подобный образ жизни.
- Неправильные установки. Взрослые сами учат малыша жадничать. Например, требуют оставить новую машинку дома, иначе на детской площадке её сломают. Или запугивают: «Ещё раз разбросаешь детали конструктора, отнесу его другому ребёнку». Маленький человечек воспринимает эти слова всерьёз.
- Стрессовые ситуации. Дети – консерваторы, и любое изменение обстановки является для них стрессом. Например, ребёнок пошёл в садик, или у него родился братик/сестрёнка. В результате он категорически не желает делиться своими вещами, которые являются для него союзниками, олицетворением приятных мгновений прошлого.
Жадничать могут дети, растущие в неблагополучных семьях. Они быстро понимают цену любой вещи, поэтому расстаться с ней не готовы не при каких обстоятельствах.
Как бороться с детской жадностью
Жадность у детей – социально обусловленная черта характера. А значит, ситуацию можно исправить.
В этом помогут рекомендации психологов.
- Начните с себя. Чтобы ребёнок стал более щедрым, заботливым и сочувствующим чужим проблемам, демонстрируйте желательное поведение. Чаще дарите близким людям подарки (вместе с малышом), собираясь навестить своих друзей, захватывайте маленькие гостинцы. Не проходите мимо бездомных животных, жертвуйте небольшие суммы в приюты и пр.
- Восполняйте дефицит внимания. Чаще будьте рядом с ребёнком, общайтесь с ним, гуляйте, развлекайтесь. Вместе с тем не нужно баловать малыша – тут нужно соблюдать баланс между двумя крайностями.
- Читайте и смотрите. Есть множество советских и российских произведений, рассказывающих о важности доброты и щедрости. Посмотрите вместе с малышом мультик «Просто так», прочитайте прекрасные сказки Сутеева. А потом обсудите с ребёнком сюжет и героев произведения.
- Следите за словами. Даже если вам не нравится поведение ребёнка, не называйте его жадным, корыстным, скопидомом и прочими обидными словами. Во-первых, никогда нельзя ругать детей в присутствии посторонних. Во-вторых, даже если малыш и жадничает, это не повод переходить на личности.
- Не заставляйте. Ребёнок вправе самостоятельно распоряжаться собственным «имуществом». Не желает кому-то давать куклу? Это решение нужно принимать и понимать. Лучше разобраться в причине подобного поведения, повысить детскую уверенность, научить обмениваться игрушками и пр.
- Хвалите. Каждый раз, когда жадный малыш делится с кем-то личной вещью, хвалите в обязательном порядке. Говорите о том, как вам приятно от того, насколько он добрый, щедрый, разумный, рассудительный. Поделитесь этой новостью с другими домочадцами. Пусть они тоже испытают гордость за ребёнка.
Как предупредить конфликт из-за жадности? Практические рекомендации
Особенно неприятные эмоции испытывают родители, когда из-за «скупости» малыша происходят конфликты в общественных местах. Например, в песочнице, на детской площадке или в гостях. Можно ли что-то сделать, чтобы предупредить неприятную ситуацию? Да, конечно.
Давайте узнаем что именно.
- В момент сбора на прогулку либо в гости скажите ребёнку, что там он будет общаться с другими детьми. Поэтому пусть возьмёт с собой лишь те игрушки, которые ему не жалко отдать на время.
- Если вы ждёте посетителей, предупредите об этом малыша. Пусть он уберёт те куклы или машинки, которые ему слишком дороги и из-за которых возможен конфликт между детьми. Самые ценные игрушки лучше спрятать.
- Старайтесь донести до малыша простую вещь: любимую игрушку другие малыши не заберут на всегда, а возьмут на короткий промежуток времени. Возможно, это снизит накал эмоций.
- Научите своего сына или дочку спрашивать у владельца машинки/куклы разрешения поиграть. Объясните, что не стоит обижаться, если хозяин против. Одновременно с этим предлагайте совершить обмен игрушками – обычно такой способ нравится всем детям.
- Нельзя поддразнивать ребёнка, высмеивать его собственнические чувства. Такая реакция со стороны родителя лишь усилит детскую нервозность, повысит агрессивность, разовьёт чувство вины. Ну и повысит вероятность конфликта.
- Перед игрой поделитесь с другими малышами конфетами. Естественно, заранее спросив разрешения у их мамочек. Возможно, ребёнку понравится реакция взрослых и детей и делиться он начнёт более охотно.
- Если ребёнок ни в какую не делится, уступите. В конце концов, это всего лишь позиционное отступление с вашей стороны, а не проигранная война. Ещё будет немало случаев, где малыш сможет проявить свою щедрость.
Ещё один момент – нельзя запрещать малышу отстаивать своё «имущество» от претензий со стороны других ребятишек. Как мы уже говорили, игрушки – это личные вещи ребёнка: захотел – поделился, не захотел – его право. Вы должны встать на его сторону, а уже потом, дома, объяснить свою позицию.
Помощь психолога
Жадность, если она не приобретает совсем уж патологических форм, не относится к отклоняющемуся поведению. Поэтому помощь специалиста в таких ситуациях обычно не требуется. Но если вы видите, что у ребёнка из-за чрезмерной скупости начались серьёзные проблемы с ровесниками, обратитесь к психологу.
Рассмотрим основные терапевтические методы, помогающие справиться с нежелательным поведением.
- Сказкотерапия. Психолог рассказывает историю о жадном медвежонке/лисёнке/ребёнке. Затем делается пауза, и малышу предлагается пофантазировать – чем же закончится сказка. Дети ассоциируют главного героя с собой, поэтому сказкотерапия помогает диагностировать и «лечить» проблемы.
- Групповые игры. Проводятся в детском коллективе из несколько участников. Примеры игр: передача предметов друг другу, рисование картинок и дальнейшее их дарение. Происходит как бы репетиция и отыгрывание роли щедрых родителей. Цель – закрепление в игровой форме желательного поведения.
- Театральная терапия. Это один из видов арт-терапии, подходит для коррекции поведения школьников и подростков. Его преимущество в том, что можно смоделировать любую ситуацию, при этом ребёнок защищён от реальности ширмой-занавесом. Цель – иносказательно обыграть проблему и выйти выход из неё.
- Семейная терапия. Такой метод эффективен, если детская жадность возникла из-за конфликтов между первенцем и вторым ребёнком. Мама с папой не могут выступить в роли непредвзятого арбитра, поэтому помощь квалифицированного психолога как нельзя кстати.
Ещё раз повторим – помощь специалиста нужна в отдельных случаях. Обычно тогда, когда жадность является следствием другой психологической проблемы: ревности, депрессии, стресса, нарушения детско-родительских отношений. В большинстве ситуаций родители сами могут помочь своему чаду стать более щедрым и отзывчивым.
Заключение
Детская жадность – чаще всего один из этапов взросления ребёнка. Если не закреплять и не поощрять подобное поведение, то совсем скоро оно исчезнет. Когда малыш подрастёт и поймёт, что умение делиться, идти на компромисс позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми.