Все о скетчинге

Скетчинг – вид рисования, который последние годы буквально захватил мир. Приобщиться к нему можно без особой подготовки, финансовые стартовые вливания невелики, а результат скор и вдохновляет на дальнейшее изучение. Ну а теперь подробнее.

Что это такое?

Скетчингом называют технику быстрого рисунка. То есть зарисовки, иногда наброски, но чаще всего законченные работы – и в плане мысли, и в плане оформления. Английское слово «sketch», кстати, обозначает «этюд». Рисунок выполняется не просто быстро, а именно в быстром темпе. Это не какая-то новинка, которой свет до этого не видывал. Просто рабочий инструмент дизайнеров и художников отделился просто от функции «промежуточного сервиса» и превратился в совершенно отдельное направление.

Ранее, к примеру, дизайнер, чтобы сделать иллюстративной свою мысль, быстро делал набросок какого-то уголка в интерьере, и это визуально для клиента проясняло ситуации. А потом эти наброски стали привлекательны как самостоятельные единицы. В том же академическом рисунке скетч используется как эскиз для уже полноценной работы, который помогает подобрать цветовую гамму, определиться с композицией. Но сейчас скетч сепарировался от прикладных скромных целей и вышел на авансцену.

Каковы функции скетчинга – оставить быстрое, моментное впечатление. То есть запечатлеть эмоцию, настроение, образ, которые вот-вот изменятся. Отсюда и быстрота, которая не выглядит поспешностью, а смотрится, наоборот, как осознанно выбранная тактика. Возможность выразить мысль и эмоцию через набросок – это вполне в духе времени, где все протекает быстро и где все хочет быть уникальным.

Применение

Кажется, для чего они нужны, уже стало ясно. А вот где их можно впоследствии использовать, стоит объяснить. И не только потому, что все сейчас монетизируется, но и потому что прикладной характер скетча продлевает ему жизнь.

Где могут использоваться скетчи:

  • для создания авторских открыток – модно, популярно и всегда востребовано;

  • для оформления уникальных постов в соцсетях – фоточки у всех, чужое брать нельзя (да и не хочется), а быстрый и простой скетч очень привлекает внимание, запоминается и очаровывает;

  • для мелкой печати – блокноты, майки, шоперы могут быть украшены авторскими скетчами, особенно если это какой-то симпатичный мерч;

  • реклама – успешному скетчеру могут заказать нарисовать оформление пакетиков чая или соцрекламу, а иногда и расписать графитовую стену в кафе, что тоже неплохо оплачивается;

  • ведение собственного блога – усиливает впечатление от текстового продукта, уникализирует контент;

  • продажа на стоках – скетчи тоже востребованы, потому как в визуальном сопроводителе текстов, продуктов и информационного контента нуждается весь цифровой мир.

Наконец, рисовать ведь можно и для души. Это отличное средство для рефлексии, отдыха, перезагрузки.

Что необходимо?

Стоит только войти в эту реку, как вытянуть из нее начинающего скетчера становится малореальным. Потому что сама инфраструктура направления, скажем так, очень симпатична.

Узнаем, что прикупить.

  • Скетчбук. Если он красивый, приятный глазу и на ощупь, в него захочется заглядывать почаще. Это один из первых и простых стимуляторов для рисования. Он может быть карманный, а может быть и формата А4, листы в нем могут быть самых разных цветов.

  • Простые карандаши – мягкий и твердый. Именно те, что хорошо лежат в руке и выдают ровно ту линию, которую от них ожидают.

  • Черные линеры разной толщины. Для начала годится и черная капиллярная ручка.

  • Маркеры серого цвета – нужны и светлые, и темные. В скетчинге серый будет одним из ключевых цветов.

  • Набор цветных маркеров. Сначала можно купить просто базу, 12 маркеров, например. Впоследствии цвета можно докупать, сегодня маркеры для рисования продаются и по одному.

  • Белый маркер. Определенно нужная вещь, потому следует брать хороший, который не высохнет быстро (соответственно, не копеечный).

  • Кисточка № 3. Лучше беличью, но можно и синтетическую. Это необходимо, чтобы залить скетч акварелью – такое частенько нужно.

  • Акварельные краски. Здесь можно не выбирать что-то суперпрофессиональное – достаточно классических красок.

И это не все – могут потребоваться пастель, сангина, различных видов карандаши и ручки, но это уже в процессе прогрессирования навыков. Кое-какие вопросы следует прояснить. Серый маркер нужен потому, что для рисования именно скетчей – это один из ключевых инструментов. Именно разные оттенки серого придают рисунку объем, так достигается реалистичность теней – и неважно, это цветное изображение или черно-белое.

Виды

Можно свести их к трем базовым, которые рисуют практически все начинающие скетчеры. Просто, чтобы попробовать себя во всем, нащупать свой стиль и удобные техники. Первый вид – рисование карандашом. Это та самая база рисунка, на этапе которой прорабатывается чувство пропорции, перспективы. Чтобы создать набросок, более подходящего, обучающего вида не найти. Дополнительных материалов не потребуется. Главное, чтобы было место, где получится удобно разместиться.

Второй вид – карандаш, сочетающийся с заливкой акварелью и прорисовыванием линером контуров. Этот вариант посложнее, но для новичков он тоже годится. Даже если акварель кажется делом времени и хочется работать именно с маркерами, то цветовая подготовка точно не будет лишней. Зачем линеры нужны на таком этапе: они прорисовывают контуры поверх акварели. Рисунку необходимо добавить жизни, экспрессии, а значит, прорисовать все трещинки, фактуру, детализировать его. Только так можно добиться и завершенности рисунка, и его индивидуальности.

Третий вид заключается в рисовании маркерами. Они, в отличие от акварели, не смешиваются, не образуют таких тонких переходов. Но это не значит, что они невыразительны. В этом и кроется сложность – научиться орудовать маркерами так, чтобы это было технично, выразительно, сложно и реалистично в плане передачи изображения.

Жанры

Есть скетч, экспресс-зарисовка, а есть скетч-иллюстрация. Это немного другое, и скетчеры-новички стремятся к такому «повышению». На скетч-иллюстрацию – что предсказуемо – уйдет больше времени. Нужно подобрать информацию, продумать композицию, куда основательнее выбрать материалы. Да и работа над деталями будет более скрупулезной. Но такие работы и продать легче, и найти им применение, особенно если подобран жанр, в котором скетчер совершенствуется.

Узнаем, какие это могут быть жанры.

  • Фуд-иллюстрация. Проще говоря, там рисуют еду. Это самый популярный вид скетчей, востребованный и хорошо развивающийся. Он подойдет и для визуализации кулинарных рецептов, и для рекламы фуд-продукции, и для оформления интерьера кафе, например.

  • Ботанический или флористический. Цветочные композиции также активно востребованы: от оформления открыток до украшения самых разных тематических пространств. Активно используют это направление декораторы и флористы. Можно преуспеть в рекламе. Это один из самых проработанных жанров, требующий максимального погружения в тему.

  • Интерьерный. Дизайн интерьера, декор пространства – вот про что этот жанр. На курсы по интерьерному скетчингу часто записываются дизайнеры, потому что благодаря этому они получают еще один мощный рабочий инструмент. А значит, становятся более конкурентны.

  • Ландшафтный. Тоже необходим главным образом для дизайнеров – только тех, что рисуют ландшафтные композиции. Как для узких заказов, так и для оформления тематических журналов, порталов и т. д.

  • Архитектурный или урбанистический. В центре внимания дома, города, улица, любимая многими урбанистика. Жанр очень активно развивается.

  • Фэшн. Те самые изящные модели в нарядах, которых так хотелось научиться рисовать в детстве, могут освоить скетчеры. И зачастую – с нуля. Для блогов по стилю и развитию вкуса, освещению моды это полезная тема.

  • Новогодний. Только на сезонных заказах в этой сфере можно заработать на несколько месяцев вперед. Потому что новогодние праздники – это целая индустрия, требующая и визуального оформления зарисовками разной сложности в том числе.

Скетчинг сейчас считается направлением очень актуальным, прогрессирующим, потому новые жанры могут появляться постоянно.

Как управлять карандашом?

Начинают обычно со скетчбука (или блокнота с акварельной бумагой) и хорошего графитового карандаша. Строят рисунок почти всегда со свободных линий, при этом давить на карандаш стоит по минимуму и располагать относительно бумаги его также надо под небольшим углом. Кстати, то же касается и тонировки рисунка. Вот так легко, быстро намечаются фигуры. А чтобы обозначить контурные линии, надо держать карандаш ровно, так, как при письме – угол к бумаге уже будет большим. Такие линии надо хорошенько контролировать.

А в принципе универсальный рисунок создается так:

  • сначала делается набросок карандашом – обозначаются контуры и главные элементы, ключевые точки изображения;

  • заливается цвет – появляются основные цветовые пятна, делается это либо акварелью, либо маркерами;

  • обрабатывается маркерами – ими нужно проработать контуры изображения, детали, которые сделают работу законченной.

Иногда все происходит наоборот: набросок, а потом маркеры, затем заливка цветом. Нет понятия «лучше или хуже» – кому как удобно.

Техника рисования для начинающих

Узнать, как именно рисовать, можно на элементарных примерах.

Человек

Сначала надо разобраться с пропорциями – нарисовать на листе линию, разбить на равные части (7–8), если стоя, и на 5–6, если человек сидит.

  • Заполнить нарисованную шкалу сверху вниз: сначала голову, потом – грудную клетку, таз, колени и стопы – все, соответственно, делениям. Надо предусмотреть переходные места, где одна узловая точка восходит к другой. Основа готова, и шкала с цифрами стирается.
  • Мышцы для начала оформляются овалами, выделяются суставы.
  • Теперь можно прорисовывать фигуру, все ее части соединять плавной линией, добавлять одежду, прическу, детализировать работу.

То есть и принцессу, и Гарри Поттера, кого угодно, любого персонажа начинают рисовать со шкалы, а уже потом появляются одежда, предметы в руках и т. д. Отрисовка рук, ног, глаз, лица, поз появляется потом. Сначала надо нарисовать тело в целом.

Животные

Чтобы научиться рисовать любое животное (от волка и собаки до лисы и дикобраза) надо представить его упрощенным. Лучше ориентироваться на геометрические фигуры. Они идут в основе рисунка: овал – тело, круг – голова и т. д. Потом прорисовываются контур и силуэт зверя, части тела. На первых порах очень выручают пошаговые алгоритмы.

Еда

Самые популярные темы – пирожные, конфеты (сладости) и овощи, фрукты (полезные продукты). В тренде и всеми любимый авокадо.

Пошаговый и легкий скетч на примере редиски:

  • внизу листа рисуется небольшой круг, к которому добавляется пара вертикальных линий;
  • из нижней линии создается хвостик, из верхней – основание листочков;
  • линиями намечаются будущие листики вверху листа;
  • контур нужно тщательно прорисовать, добавляются прожилки;
  • готовый набросок обводится черным маркером;
  • листья закрашиваются зеленым;
  • плод зарисован красным карандашом, хвостик остается белым;
  • в рисунке не хватает белых бликов, для чего и нужен белый маркер или линер.

По такому принципу создаются и другие фуд-скетчи.

Растения

Скетчи новичков не предполагают сложностей, иначе они не будут теми самыми быстрыми зарисовками. Вначале очень помогает копирование. Первыми уроками могут быть аналоги представленных работ – они просты, выразительны и понятны.

Другое

Можно выбрать свою специализацию, например: скетчи пейзажей или мультяшные иллюстрации. А может, это будет транспорт (электричка, самолет, байк, электросамокат). Сердце любой работы – это посыл, который дает ей художник. Он выражается настроением, цветовой гаммой, деталями.

А лучшим стартом для новичков станут упражнения для тренировки руки: штриховка, рисование линий в разных направлениях, скругление линий, рисование кругов и овалов, переход к формам и фигурам, отрисовка цвета и теней. Уверенная рука легче возьмет уже сюжетные иллюстрации.

Полезные советы

Их очень много, потому что велика сама сфера скетчинга. Но здесь собраны 12 универсальных советов, которые помогают сдвинуться с места.

    Приведем 12 рекомендаций новичкам.

    • Под руку нужно подложить лист бумаги, потому что от лежащей на рисунке ладони уже закрашенный участок может размазаться. Если работа большая, листом не отделаться – придется использовать мостик либо муштабель.
    • Если на рисунок попали крошки, не надо смахивать их ладошкой, пальцами – у скетчеров для этих целей есть кисточка, она всегда должна поддерживаться в чистоте.
    • Две базовые техники скетчинга: штриховка и растушевка. Последней пользуются, если предполагается работать мягкими материалами (углем, сангиной). Штриховка показывает направление светотени, соотношение тонов, текстуру.
    • В штриховке нельзя использовать зигзаги и запятые. Движение всегда идет от темного к светлому. Штриховка следует форме фигуры. Штрихи всегда накладываются отдельно, друг возле друга, после рисования каждого карандаш отрывается от бумаги.
    • Чтобы сделать длинные штрихи, держать карандаш нужно за серединку: он зажат вытянутыми пальцами, расположен почти в параллель листу. Кисть работает, а рука расслаблена.
    • Чтобы проработать мелкие детали, карандаш держать надо «щепоткой» – действовать будут только пальцы.
    • Для прорисовки длинных линий карандаш зажимают внутри ладони большим пальцем – рука при этом расслаблена.
    • Линии в скетчинге всегда живые, это значит, они рисуются резко и быстро, без обводки снова и снова.
    • Если хочется акцентировать какой-то из объектов, потребуется прорисовка широкими линиями.
    • Изображенный подальше предмет будет прорисован тонкими линиями, а тот, что поближе, – жирными.
    • Толстыми же линиями изображается более тяжелый предмет, соответственно, тонкими – легкий.
    • В рисунке важна симметрия, и чтобы нарисовать предмет симметричным, надо показать центральную ось – просто легко наметить половинку предмета, а потом ее скопировать относительно оси.

    В остальном же надо практиковаться, развивать насмотренность, пробовать разные техники и материалы.