История хип-хопа и обзор базовых движений

Хип-хоп – это не просто танец, а целая культура: многофакторная, с большой историей и огромным количеством почитателей по всему миру. В структуру хип-хопа входят также диджеинг, брейкинг, эм-синг, knowledge. Музыкальная база хип-хопа очень масштабна, и она сопровождала любителей течения в разных сферах. Например, в хип-хопе поддерживали баскетбол и стритбол, увлекались граффити, придерживались определенного стиля в одежде. Особенность течения еще и в том, что ему сложно устареть. И тем не менее оно очень даже активно продолжает развиваться.

История танца

Еще в 70-х годах прошлого века в афроамериканской среде Бронкса (район Нью-Йорка) появилась особая музыка для вечеринок. Ее делали диск-жокеи, которые впоследствии стали называться диджеями, и работали они в довольно примитивном сэмплировании. То есть много раз повторялся музыкальный проигрыш одной композиции – совсем нехитрый, но очень популярный тогда трюк.

Стоит упомянуть и об эм-си, так как они тоже были важной частью хип-хоп-культуры. Эм-си (Master of Ceremony) – это, образно говоря, ведущие, которые представляют на вечеринке диджеев и держат аудиторию в нужном тонусе.

Всем хип-хоперам известно имя Кул-Херка, ведь он один из основателей этой большой культуры. Он организовывал вечеринки, пробовал начитку речитатива в музыкальных паузах и использовал в своей работе брейки, то есть перерывы. В эти перерывы в круг выходили танцоры и показывали, кто на что горазд. И вот уже не только музыка, но и танец становится видной частью культуры.

А название «хип-хоп» появилось благодаря Африке Бамбааттее, диджею. «Хип» и «хоп» – это звуки-подражатели движений. Если переводить дословно, получится нечто вроде «подъем – скачок».

Особенность танцевального стиля в том, что он появился на улице. Можно было представить, что происходило на вечеринках в Бронксе и что думали сами участники о создаваемом ими самими направлении. Оно было довольно местечковым, хоть и популярным, но до мейнстрима было далеко. Тем более культура считалась преимущественно афроамериканской. Но что происходит дальше: хип-хоп порождает отдельные виды танцев – появляются локинг, попинг, наконец, брейк-данс. В 80-х годах выходит телевизионное шоу «Soul Train», а также сразу несколько классных фильмов («Дикий стиль», «Бит-стрит»), и направление, порожденное Бронксом, начинает быстро и победоносно «шествовать» по Америке.

Там и тут открываются танцстудии. К движению присоединяются и классические танцоры, которые вносят свою лепту в развитие хип-хопа, они делают совместные номера с уличными артистами, и качество движений, профессионализм обеих сторон от этого только улучшаются. Благодаря фильмам и видеокассетами с выступлениями танцоров о хип-хопе узнает весь мир. Культовая сцена из фильма «Курьер» (1986 г., реж. К. Шахназаров) показывает, что и в Союзе хип-хоп был не просто известен, его лихо подхватили увлеченные танцем ребята и с азартом взялись за продвижения стиля в советской субкультуре.

В 90-е процесс коммерциализации хип-хопа становится куда более явным. Его уже мало кто называет стилем подворотен, а после таких хитов, как «Короли танцпола» и «Шаг вперед», становится ясно: хип-хопу уже не нужно ничего доказывать. В новой России появляются Bad Balance и, конечно, легендарные Da Boogie Crew – хип-хоп-объединение, которое привлекло к западному течению миллионы русскоязычных ребят. Их клип «Вы хотели пати» показывали по центральным каналам в передачах вроде «До 16 и старше», и зрители едва ли не «срисовывали» движения танцоров в клипе. А потом выстрелила и «Пятница» Децла, после которой страну накрыла волна хип-хопа.

И все же золотой эрой хип-хопа многие считают период с 1986 по 1993 год, когда жанр максимально активно развивался. В 2000-х жанр потихоньку стал отрываться от истоков. Популярность пришла к так называемому ганста-рэпу, случилась активная коммерциализация стрит-стиля, композиции стали жестче и агрессивнее. Сейчас этого уже нет (по крайней мере, активность направления стихла), а вот хип-хоп все так же собирает новые имена. Проводятся фестивали по фристайлу, то есть очень ценится в сегодняшнем танце импровизация.

Надо отметить, что элементы хип-хопа заимствуются другими стилями, то есть ушли не просто «в народ», а стали где-то базой уже шоу-представлений, эстрадного танца и т. д.

Базовые движения

Движения в хип-хопе должны быть мягкими, это и восхищает зрителя. На первом уроке достаточно выучить 3 ключевых движения – достаточно, потому что и их, не самых сложных, не каждому с первого раза удается освоить.

Движение No 1 «Тоун уап»

  1. Левую ногу нужно поставить впереди себя, но не слишком широко, просто шаг. Стопы закрываются так, чтобы носки оказались соединенными, а пятки отдалялись друг от друга. Колени также соединяются.
  2. Теперь стопы можно открыть, соединив пятки и отдалив носки. Пока стопы открываются и закрываются, ноги должны быть несколько согнуты в коленях.
  3. Далее надо поднять правую ногу, ее согнуть в колене, чтобы стопа оказалась на уровне колена левой ноги. Поднятая нога ставится на пол, чуть дальше второй ноги.
  4. Стопы закрываются – носки соединяются, пятки – отдаляются, колени оказываются рядом друг с другом. Потом стопы надо открыть, соединяя пятки, отдаляя носки. В этом движении есть своя ритмика: на счет «раз» делается шаг, на счет «и» закрываются стопы, на счет «два» – открываются. На счете «и два» артист чуть ускоряется.
  5. Теперь про движения руками. Нужно взяться за воображаемую веревку двумя руками так, чтобы одна вытягивалась параллельно нижней плоскости, а вторая – сгибалась в локте, и кулак был на уровне шеи. Потом предполагаемая веревка перетягивается в другую сторону – и так туда-сюда.
  6. Еще одна форма рук в этом движении – барабанные палочки. Нужно словно ударять воображаемыми палочками по воображаемым же барабанам. Руки, само собой, согнуты в локтях, предплечья параллельны нижней плоскости.
  7. Осталось только соединить движения рук и ног – получится настоящий «Тоун Уап»: на счет «раз» – левая ножка перед собой, одновременно с этим рука ухватывается за представляемую веревку, на счет два – открываются стопы, пятки соединяются, а носки отдаляются, руки в исходное.

Любое движение делается с так называемой пританцовкой.

Движение No 2 «Бруклин дэнс»

  1. На счет «и» – широко расставить ноги, на счет «раз» – скрестить конечности в прыжке, на счет «и» – стопы повернуть внутрь (как в предыдущем движении), на счет «два» – вернуть стопы в исходное. В это же время делается кач – раскачивание на плавно сгибаемых коленях.
  2. Руки двигаются так: на счет «и» – замах, руки вытянуты за спиной, сама она выпрямлена, на счет «раз» – руки плавно сгибаются в локтях, в таком положении нужно качнуться вниз. Кисти пребывают на уровне грудной клетки. На счет «два» – конечности плавно сгибаются в коленях, а руки – локтях, надо качнуться вниз.
  3. Соединяются движения рук и ног: на «раз» – ноги скрещены в малом прыжке, руки мягко согнуты, нужно покачнуться вниз. Кисти рук там же – уровень груди.

Очевидно, что это движение полегче, но для него придется сначала освоить предыдущее.

Движение No 3 «Крисс Кросс»

  1. На «и» – нижние конечности скрестить в некотором прыжке так, чтобы правая нога оказалась впереди. На «раз» – расставить ноги в прыжке, на «и» – оказывается впереди уже левая нога, на «два» – опять в прыжке расставлены ноги.
  2. Ноги не должны быть прямыми, иначе никакой плавности и мягкости в движении не будет. А «деревянным» хип-хоп не бывает. Движения руками в «крисс-кросс» могут быть любыми.

Далее лучше освоить связку всех этих движений. Не нужно спешить, основные моменты в хип-хопе могут не получаться сразу, постепенно будет освоен весь список базы, но без отработки самых ключевых – лучше не думать о продвижении.

Для наглядности все базовые движения смотрите в видео.

Виды

Есть классика, а есть новые направления, которые развиваются уже фактически самостоятельно.

Классические

Брейк-данс – наверное, самый популярный вид, который уже разделился на множество подстилей. Началось все с апрока – такой манеры исполнения, что очень походила на танцевальный баттл. Можно сказать, что в танце уличные банды и состязались, решая именно такими движениями, кто круче.

Различают верхний и нижний брейк-данс, которые достаточно отличаются друг от друга. Верхний брейк (буги) имеет свои известные подстили: робот, электрик-буги и др. Для брейк-данса характерны движения под ломаный брейк-бит, музыка с волновыми, силовыми, а также акробатическими элементами. Тело танцора должно работать в двух плоскостях: вертикально и горизонтально. Мало где еще танцор работает на полу, и это выглядит так зрелищно.

К другим классическим видам хип-хопа относится локинг. Танцора можно сравнить с человеком, помещенным в стеклянный куб. Он то и дело натыкается на стенки, на секунду берет паузу и снова продолжает мягкие движения. В этом танце также есть прыжки. А ведь известен еще египетский брейк – танец, в котором в движении рук должны быть прямые углы.

Современные

Если классика считается старой школой, то современные направления – новой школой. Активная работа ног – вот что особенно отличает современные стили.

Стили новой школы:

  • фристайл – движения из разных танцевальных направлений, с которыми миксуется хип-хоп;
  • LA-стайл – стиль, зародившийся в Лос-Анджелесе, ориентирован на шоу, здесь много чистой хореографии, его часто показывают в клипах и эстрадных шоу;
  • крамп – очень энергично двигаются все части тела, стиль выглядит эффектно, но довольно агрессивно, здесь много конвульсивных движений, и это очень модно сегодня.

На самом деле, направлений так много, как будто они рождаются каждый день. И далеко не все выдерживают чистоту стилей, смешивают их, наполняя свою программу чем-то уникальным и очень зрелищным.

Как научиться танцевать?

Обучение с нуля всегда кажется страшным, ведь новички боятся быть смешными, не успевать за всеми и т. д. Потому первые уроки зачастую проходят дома. И не только дети, не только подростки сделали свои первые танцевальные движения в домашних условиях, многие взрослые тоже пробовали учиться так.

Советы профессионалов, как научиться хип-хопу с нуля, приведены ниже.

  1. Нужно обзавестись подходящей обстановкой: иметь ровный пол, просторное помещение, зеркало в полный рост. Дома такого может и не быть, но варианты возможны. Также потребуются удобная обувь и свободная одежда. Наконец, музыка с четким ритмом должна сопровождать каждый урок.
  2. Чтобы почувствовать себя на волне хип-хопа, можно настраиваться: встать ровно, расставить ноги, опустить руки и закрыть глаза. Надо внимательно слушать музыку и учиться слышать бит. Покачаться в такт. С этого простейшего упражнения все и начинается.
  3. Без видеозаписей, конечно, не обойтись. Нужно искать те, где движения учитель объясняет поэтапно. Если этого недостаточно, можно обратиться к интерактивным курсам – да, и по скайпу, и по зуму сегодня также учатся хип-хопу.
  4. Если есть возможность попасть на вечеринку хип-хоперов, ею нужно воспользоваться. Глядя вживую на то, как выступают профи, можно ко многому приглядеться, многое для себя почерпнуть. Есть вечеринки разных стилей, фестивали, баттлы, даже, например, исключительно женские тусовки. Это интересно и познавательно.
  5. Чтобы успешно учиться, тренировки должны быть регулярными. Начинающим стоит привыкать к суровой дисциплине. И 2 часа занятия дома – это не так и много, ведь включены разогрев, растяжка, повторение пройденного, изучение новых элементов, связки и т. д.
  6. Возможно, потребуются и дополнительные физические нагрузки – это индивидуально. Обычно дело в укреплении мускулатуры тела – огромный перечень движений без крепких мышц просто не выполнить.
  7. Нужно не бояться обращаться к профессионалам, причем на любом этапе. В школах хип-хопа почти всегда есть группы для взрослых, это модно и абсолютно нормально – начинать танцевать не в детстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *