Бортпроводник и стюардесса: описание профессии

Материал посвящён описанию профессии бортпроводника и стюардессы.

Плюсы и минусы профессии

Сразу стоит указать, что работа стюардессы или бортпроводника оплачивается достаточно хорошо по сравнению со многими другими профессиями. Соцпакет предоставляет почти любая авиакомпания. Работать на самолётах «Аэрофлота» и других крупных компаний престижно. Авторитет и популярность даже выше, чем у полицейских или государственных служащих, строителей или медработников. Стюарды уходят на пенсию достаточно рано.

Однако именно этот момент связан с серьёзным минусом профессиональной деятельности. То, что авиационные специалисты выходят в отставку в сравнительно раннем возрасте, связано со значительной производственной вредностью. Несмотря на романтический ореол, окружающий авиацию, работать в ней весьма изнурительно и вредно для организма. Даже новейшие технические средства только ослабляют, но не исключают совсем появляющиеся риски. Мало того, быстрые перелёты и смена часовых поясов, плюс постоянное нахождение на ногах — неустранимые вредные факторы.

Регулярные разъезды и командировки способны поставить крест на отношениях даже с самыми хладнокровными родственниками. Или, по крайней мере, будут постоянно вызывать новые и новые конфликты. Как показал 2020 год, профессия бортпроводника ещё и нестабильна. Обвалы востребованности могут происходить очень резко и неотвратимо.

Ещё один минус — даже если полёты идут регулярно (и в первую очередь по этой причине) планировать свою повседневную жизнь крайне сложно, потому что в любой момент может вмешаться предписание руководства.

Обязанности

Со стороны может показаться, что проводник в самолёте должен быть только вежлив, изящен, коммуникабелен, да ещё обязан объяснять пассажирам разные вещи, разносить товары и продукты. Но это далеко не всё, что требует авиационное начальство. Люди, работающие в любой авиакомпании, обязаны освоить в совершенстве действия при нештатных ситуациях. Порой никто, кроме них, не может оказать первую помощь. Если самолёт сел экстренно вдали от населённых мест или потерпел крушение, именно проводникам придётся:

  • собирать всех пассажиров;
  • оказывать ту же помощь;
  • координировать действия по самоспасению.

Конечно, такие ситуации бывают очень редко. Но тем не менее к ним готовят всех профессионалов. То, что бортпроводники носят головной убор и в целом используют строго прописанную спецодежду, тоже не случайно. Это и подчёркивание корпоративной принадлежности, и повышение авторитета среди пассажиров.

Но и на том работа, которую делает любой бортпроводник, далеко не заканчивается. Они появляются на борту задолго до того, как объявят об окончании посадки. Обязательно придётся проверять порядок в салоне, проконтролировать, есть ли спасательное снаряжение на всех положенных местах. Все неполадки, которые нельзя устранить своими руками, требуют немедленного уведомления технической службы. Когда обладатели билетов начинают подниматься по трапу, работа переходит на новый этап.

Обязательно нужно всех поприветствовать и помочь найти нужное место в салоне. Также надо помогать разместить багаж на полках. Все знают, что стюарды разносят пищу и напитки во время полёта. Им придётся также:

  • давать консультации по разным темам;
  • оказывать дополнительные услуги (в зависимости от конкретной ситуации);
  • урегулировать конфликты по мере возможности;
  • быть связующим звеном между находящимися в салоне и кабинным экипажем;
  • выполнять процедуры лётной безопасности;
  • соблюдать аварийные процедуры;
  • обслуживать пилотов и техников на том же уровне, что и пассажиров бизнес-класса;
  • поддерживать чистоту и порядок в салоне (включая те места, куда пассажиров не пускают);
  • правильно эксплуатировать бортовые и аварийно-спасательные системы;
  • исполнять нормы противопожарной защиты;
  • учитывать культурные нормы разных стран в общении с кабинным экипажем и пассажирами на международных рейсах;
  • оформлять необходимую для работы документацию.

Основные требования

Личные качества

Сразу стоит указать, что каждая авиакомпания устанавливает свои нормы, каким должен быть рост, и это связано не с капризами директоров, а с объективными требованиями авиации. Отклонение от стандартных параметров высоты и массы тела сильно затрудняет перемещение по салону воздушного судна. И если в обычной ситуации это ещё может быть теоретически терпимо (оборачиваясь только небольшим ухудшением обслуживания), то в нештатной обстановке способно обернуться серьёзными лишними неприятностями. Каких именно людей берут, лучше всего узнавать на сайте конкретного перевозчика.

Но характеристики фигуры — это далеко не всё, чего ждут от стюардов и стюардесс. Их работа сопровождается постоянным стрессом, даже когда явных конфликтных ситуаций и споров нет. Поэтому ещё на земле стараются оценить стрессоустойчивость и отсеять кандидатов по этому параметру максимально строго. Ведь на борту придётся не просто сохранять уравновешенность психики вообще, но и продолжать напряжённо и скрупулёзно работать, не упуская никаких деталей. В воздухе место только дисциплинированным людям, которые умеют строго придерживаться планов и графиков, пунктуально их соблюдать.

Бортпроводники обязательно должны быть коммуникабельны и доброжелательны. Они обязаны находить оптимальный баланс между заботой о клиентах, понуждением их к исполнению своих требований и подчёркнутой официальной вежливостью.

Непременно требуется и наблюдательность — невнимательные стюардессы вряд ли нужны какому-либо перевозчику.

Сверх того, наниматели проверяют:

  • слух и зрение;
  • умение быстро соображать и принимать решения;
  • восприятие устной речи (в том числе быстрой и нечёткой);
  • способность переключать внимание между несколькими объектами;
  • способность быстро анализировать данные;
  • эмоциональную гибкость;
  • уровень исполнительности;
  • готовность и способность работать в команде.

Отдельно стоит остановиться на медицинских противопоказаниях для работы бортпроводником. Они почти столь же широки, как и для лётного состава. Строго запрещено работать в этой должности больным диабетом и другими эндокринными нарушениями, даже при слабой степени выраженности. Закономерно запрет распространяется на больных любыми нервными и психическими отклонениями, на тех, у кого нарушен вестибулярный аппарат. Столь напряжённая профессия противопоказана и для страдающих от проблем с сердцем и сосудами, с опорно-двигательным аппаратом, с органами дыхания.

Ещё в список противопоказаний вошли:

  • судорожные расстройства;
  • нарушения координации;
  • боязнь высоты и/или замкнутого пространства;
  • аллергические расстройства;
  • нарушения речи;
  • дерматологические проблемы и другие патологии, негативно влияющие на внешний вид (ведь проводник — лицо компании).

Знания и навыки

Лица как женского, так и мужского пола, желающие занять должность бортпроводника, должны отвечать и чисто профессиональным критериям. Им надо безупречно освоить:

  • основные правила пассажирской и багажной перевозки;
  • принципы эксплуатации спасательного оборудования;
  • методы спасения при нештатных ситуациях;
  • действия, позволяющие за 90 секунд вывести всех пассажиров из самолёта;
  • комплектность спасательных средств на борту;
  • английский язык (а лучше ещё и другие иностранные языки);
  • психологию;
  • основные сведения о культуре, традициях, обычаях и современном состоянии стран, куда предстоит в основном летать;
  • законодательство России и других основных государств в области воздушных перевозок, оборота грузов и материальных ценностей.

Обучение

Как уже стало ясно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником, нужно отвечать весьма строгим требованиям. Однако, это не значит, что занять подобную должность могут только интеллектуалы-уникумы с модельной внешностью. Немалые шансы на успех имеют и самые обычные люди, если проявят должную настойчивость. Учёба воздушного персонала — как мужчин, так и женщин — организована во многих авиакомпаниях. Таким образом они сразу готовят для себя идеально подходящий под внутренние требования персонал. Даже если обучение идёт отдельно от фирмы, нередко она оплачивает целевую подготовку.

Чтобы попасть на такую учебную программу, надо будет сразу пройти через собеседование и медицинскую комиссию (зато потом дополнительно проходить их не придётся). Курс подготовки занимает от 3 до 6 месяцев. Пока кандидатов обучают, им выплачивают корпоративную стипендию. Однако есть и минус — после окончания обучения придётся отрабатывать 2-3 года в той же авиакомпании или оплачивать полную стоимость подготовки при преждевременном увольнении. Правда, для многих людей это, скорее, не минус, а плюс: гарантированное устройство и возможность сразу продемонстрировать свои навыки. Если есть свободные личные средства, можно поступить в «Школу бортпроводников». Там учат даже тех, кто не прошёл корпоративное собеседование. Таких школ несколько, в том числе университеты гражданской авиации в Москве и Петербурге, учебный центр во Внуково. Стоимость обучения составляет 40-60 тысяч рублей.

Часто упоминают, что выпускники подобных курсов могут почти гарантированно устроиться на воздушную работу. Однако не всё так просто — кроме получения образования придётся ещё сдавать дополнительные фирменные экзамены и налетать с инструкторами 30 часов на реальных бортах. Высшее образование не обязательно для стюардов, но оно резко повышает шансы на трудоустройство.

Кроме того, сочетание высшего образования, подготовки на корпоративных курсах и владения английским языком позволяет пойти на международные рейсы. Тех, кто не соответствует этим требованиям, допускают только к внутрироссийскому сообщению, которое куда как менее престижно и хуже оплачивается.

Поступая в учебный центр «Внуково», надо будет отдать не менее 48000 рублей. Важно: для поступления туда требуется как минимум окончить школу в объёме 11 классов — при этом кандидатов как до 19, так и после 25 лет будут отсеивать. Тем, кто пройдёт «сито» отбора и медкомиссии, придётся учиться 3 месяца. Стоит учесть, что учат во Внуково только зарегистрированных в Москве и в Подмосковье лиц, и обязательно — граждан РФ. Курсанты занимаются на тренажёрах, работу ищут самостоятельно.

Учебный центр перевозчика S7 взимает плату 45000 рублей. Но тем, кто согласен будет отработать определённый срок на бортах компании, можно будет учиться бесплатно и даже получать стипендию. Кандидатам должно быть не менее 18 лет. Как и в предыдущем случае, требуется окончить школу. Условия подготовки в «Аэрофлоте» несколько отличаются:

  • при трудоустройстве в саму фирму платить за обучение не нужно, но плата будет вычитаться какое-то время из оклада;
  • время подготовки — 45 дней;
  • предусматриваются реальные учебные вылеты;
  • в качестве кандидатов могут рассматривать граждан Белоруссии;
  • допускаются к курсам только имеющие как минимум среднее специальное образование.

Если выпускник после прохождения обучения в «Авиационной школе Аэрофлота» желает устроиться работать в другую авиакомпанию, то за обучение ему придётся отдать от 60 тысяч рублей. Среди средних учебных заведений есть только училище гражданской авиации в Петербурге. Обязательно требуют сертификаты ЕГЭ по русскому и литературе.

Также можно сдавать такие предметы, как математика и русский язык на вступительных испытаниях. Это делается по заявлению конкурсантов. Ещё один вариант — также в Петербурге — учебный центр Росавиации.

Зарплата

Обычно начинающие бортпроводники в России зарабатывают от 15 до 20 тысяч рублей. Как уже говорилось, из этой суммы могут вычитать расходы на обучение, так что реальная оплата за месяц иногда оказывается ещё меньше средних значений. Однако по мере набора опыта ситуация исправляется. Некоторые воздушные проводники с большим стажем имеют доход более 80000 рублей. Зарплата в «Аэрофлоте» начинается от 40 тысяч рублей.

Набрав там стаж, можно будет претендовать на оплату 1500-1800 долларов (но это на внешних рейсах по текущему курсу). Во внутреннем сообщении ставки скромнее. Стоит отметить, что платят бортпроводницам с учётом региона проживания. Так, в Алтайском крае средняя ставка равна 150000 рублей. В Красноярском крае стюарды получают 120 тысяч рублей, в Подмосковье — 106, в Татарстане – 86, а в Республике Алтай — только 65 тысяч.

Другие перевозчики предоставляют такую картину:

  • Utair – до 30 тысяч;
  • S7 — от 25000 до 70000;
  • «Победа» – около 50000 рублей для опытных сотрудников.

За границей ситуация следующая (в рублях по курсу на начало 2021 года):

  • по Казахстану — 120 тысяч;
  • в США — около 200 тысяч;
  • в ФРГ и Великобритании – около 150 тысяч.

Кроме материального вознаграждения, можно рассчитывать и на другие поощрения. Многие фирмы предоставляют солидные скидки персоналу на свои билеты. Часто оплачивается добровольное медицинское страхование. Могут предоставляться компенсации за питание и временное проживание в местах прилёта. Ещё воздушному персоналу обычно гарантирован отпуск 70 суток.

Карьерный рост

В основном он происходит внутри профессии. К примеру, можно перейти с региональных рейсов на общенациональные, а затем на межконтинентальное сообщение. Или начать обслуживать не бюджетных пассажиров, а бизнес-класс. Или перейти в более солидную авиакомпанию. Некоторые воздушные проводники становятся начальниками административных служб (но это уже принципиально иной род деятельности).

Вывод: карьерный рост, если и есть, то, скорее, он условен.

Обзор отзывов

Сами бортпроводники отзываются о своей работе неоднозначно. Многие из них говорят, что оплата далеко не соответствует сложности выполняемых функций. Наибольшим объективным минусом, кроме различных сомнительных решений руководства, является совершенно непредсказуемый график. Временной разрыв от посадки до взлёта часто стараются заполнять корпоративным обучением. Правила работы очень сложны, зачастую противоречат друг другу.

В возрасте от 40 лет, когда внешняя привлекательность уже не та, бортпроводников часто «выжимают» с должностей. Плюсом является официальное трудоустройство. Заработная плата действительно неплоха по отечественным меркам.

Очень многое зависит от удачи (какие коллеги и пилоты будут попадаться). Пассажиры во многих случаях относятся очень плохо.