Патанджили Йога сутры

Каждый человек, в определенный момент жизни, задумывается о своем предназначении, смысле жизни. Разобраться в этом поможет книга великого Патанджили «Йога сутры».

Восемь ступеней йога сутры

Йога — древнее учение. В наши дни популярность ее растет высокими темпами. Практика великолепно помогает людям справляться с негативными ситуациями, сохранять здоровье организма, ясный ум, стремиться к Просветлению.

Йога сутра является основой йогической практики. Основал ее великий Патанджили.

Слово «йога» обозначает взаимосвязь, объединение. Это древняя система саморазвития личности, включающая работу тела и сознания. Занимаясь йогой, люди получают обучение и практику, учатся сдерживать мыслеформы на поверхности разума. Ум способен рассмотреть отблеск высшего «Я», как на глади озера.

Для практикующего важна сила воли, концентрация внимания, сдерживание потока мыслей. Отношение к собственному «Я», как к частице Вселенной, является основой йоги сутра.

Благодаря занятиям йогой, сознание находится в высокой активности. Человек разумно создает свою каждодневную деятельность без протекания в реальности. Постепенно моделируются процессы сложнее.

Автор Йоги сутры Патанджили основал йогическую школу с названием Аштанга. Слова «ашта» имеет значение восемь, «анга» — ступень. Патанджили называют основоположником классической йоги. В своем труде «Йога-Сутра» он выразил многовековую мудрость. Это, своего рода, путеводитель жизни, направляющий личность к состоянию полного удовлетворения.

Поначалу, Йога-сутра воспринимается как что-то непонятное, замысловатое. Но, когда вникаешь в смысл, понимаешь, что это наставления на каждый день. Она создана для того, чтобы люди почувствовали счастье в полной мере. С ней происходит трансформация души.

Патанджили представил йогу из восьми ступеней (Аштанга-йога), как поиск души. Он так и назвал ее «восьмиступенная» или «восьмичастная» йога Патанджили. Каждая ступень имеет свое название:

  1. Ям – придерживание этических предписаний.
  2. Ниям – соблюдение предписаний относительно образа жизни.
  3. Асаны- специальные упражнения.
  4. Пранаяма- умение контролировать дыхание.
  5. Пратьяхара – отвлеченность от чувств, объектов.
  6. Дхрана – сосредоточение, концентрация внимания.
  7. Дхьяна – практика медитации.
  8. Самадхи- высшая форма, соединение с Господом.

На первых двух ступенях человек учится контролировать свое поведение, во избежания каких-либо заблуждений, а также жадности, ревности, зависти, ненависти.

Мудрость йоги заключается в том, чтобы человек не страдал от своих поступков. Выбирая такой путь жизни, он приобретает счастье.

Далее будут описаны все восемь ступеней Йога сутры.

Ям

Первая ступень имеет свои подступени.

Ахимса – не причини вред

В йогическом учении, ахимса (ненасилие) толкуется как избавиться от раздражительности, злости, враждебности. Когда в сознании освобождается место, появляется шанс наполнить его спокойствием.Чтобы ахимса была частью жизни, важно поразмыслить о собственном отношении к миру и себе. Необходимо разобраться, что конкретно вас выводит из душевного равновесия.

Можно выбрать шесть наиболее негативных мыслей и записать их. Отрицательные мысли — есть один из способов насилия. Когда происходит контроль над своим мышлением, перестают подкармливаться негативные мысли. Так формируется путь для обретения внутреннего спокойствия.

Сатья — правдивость

В Йоге сутра говорится о правдивости, как наивысшей добродетельности. Многие толкования вещают, что как только человек утвердился в правдивости, все произнесенные им слова будут воплощены в жизнь. Но важно осознавать, что собственная точка зрения не является справедливостью. Необходимо обладать цельностью, смирением и уяснить, что истина намного важнее нежели вы.

Если вы знаете, что правы, не нужно сплетничать. Вести беседу следует так, чтобы произнесенные вами слова возвышали вас и собеседника, а не унижали.

Некоторые искатели духовности, заметили, что молчание поможет определить отличие между истиной и мнением.

При замедлении внутренней болтовни, происходит утверждение личности в сатье.

В тишине отслеживаются истоки слов. Это помогает вести контроль взаимодействия слов с окружающей средой.

Астейя – не воровство

В Йоге сутра говорится, что если не заниматься воровством, можно обрести все блага Вселенной.

Астейя – это не только присвоение какого-то чужого предмета (деньги, одежда и др.). В смысл данного слова вложены более тонкие вещи. Можно украсть время, энергию, силы, счастье и.т.д. Но во Вселенной все взаимосвязанно. Если вы что-либо отбираете, нужно будет отдать в таком же количестве. Когда вы что-либо получаете, это забирается у кого-то. Но если вы берете и не отдаете, создается сильнейший энергетический дисбаланс. Чтобы идти по пути астейя, важно понять, что вам действительно нужно ценить энергию и время других людей, а также стараться создавать запасы доброты — больше отдавать, меньше брать.

Брахмачарья – контролирование энергии

Слово «брахмачарья» переводится, как «идти по следам Господа». Главное, не растрачивать собственную энергию при обращении к своим чувствам. Когда человек практикует брахмачарью, он не позволяет чувствам формировать собственное поведение.

Возникающие в сознании «вихри», нарушают брахмачарью. К таким относятся:

  • чревоугодие;
  • громкая музыка;
  • жесткий кинофильм;
  • ненадежность в сексуальных отношениях.

Те вещи, которые приводят в возбуждение тело, возбуждают и дух, поскольку энергия одна. Необходимо правильно распределить ее.

Практикуя асаны, возникает брахмачарья. Находясь в какой-либо позе, надо распределить свои силы без чувства перенапряжения и излишних рывков. В противном случае, осушаются потоки жизненной энергии.

Стоя в позе, можно задать себе вопрос: что необходимо сделать, чтобы простоять в этом положении длительное время? Когда человек расслабил лицевые мышцы, опустил плечи, он начинает понимать, что к некоторым вещам были приложены лишние усилия.

Асана должна наполнять человека энергией, а не забирать ее.

Данную технику можно применять и в других направлениях. К примеру, вы переживаете по поводу какой-то встречи. Задайте себе вопрос: способен ли я отпустить напряжение, расслабиться и жить настоящим?

Когда вы перестанете растрачивать энергию понапрасну, вы останетесь спокойны в любой ситуации.

Априграха – нестяжательство

Освобождение от желания обогащаться, является истинной Свободой.

Априграха – это умение благоразумно выстраивать отношения с окружающим миром, а не накапливать всевозможные блага из-за жадности.

Прежде, чем что-либо приобрести, подумайте необходимо ли вам это? Или вы решили собрать хлам из-за жадности. Если не задавать себе таких вопросов, можно стать рабом вещей.

Когда в доме много вещей, которые вы не использовали несколько лет, для свежей энергии нет места. Тоже относится и к нематериальным вещам. К примеру, отношения, за которые люди цепляются.

Чтобы внести априграху в свою жизнь, попробуйте такой метод: благодарите Бога, Вселенную за все, что приходит в вашу жизнь. При чувстве удовлетворенности от того что есть, отпадает желание накопительства.

Ниям

Вторая ступень также имеет свои подступени.

Шауча — чистота

Это первейшее предписание ниямы, об отношении к самому себе. Заключается оно в придерживании чистоты внешне и внутри.

Чтобы мысли были в порядке, без одоления навязчивых эмоций, нужно жить в гармонии с окружающей средой и держать тело в чистоте.

Практикуя медитацию, тренируется разум, который из состояния хаотичности переходит в структурированную форму. На умственные способности эффективно влияет тщательность в физическом направлении.

Придерживаясь шаучи, человек избавляется от лишних предметов, от нездорового зацикливания на чем-либо, содержит все в чистоте, выбирает жизнь проще

Но не нужно зацикливаться на чистоте, делая все в идеале. Патанджили сосредотачивает внимание на природу тела.

Научившись не сравнивать себя с телом, йогин имеет доступ к сердцевине своей сущности (нестареющая и не распадающаяся часть тела).

Осознавая свою истинную природу, человек не стремится к физической безупречности и начинает наслаждаться жизнью.

Сантоша – удовлетворенность

Это ощущение счастья, огромной радости. Его невозможно разрушить невзгодами. Сравнивают сантошу с глубокой релаксацией в Шавасане (поза Мертвеца). За удовлетворенностью не нужно гоняться, она должна снизойти на вас. Но необходимо высвободить место для этого. Когда человек перестает думать о том, что он хочет, приходит спокойствие, жизнь начинает меняться в лучшую сторону.

Если на душе тяжело, как же радоваться? Лучший совет — начинайте улыбаться, сразу же изменится настроение.

Тапас – необходимое усилие

В переводе с санскрита «тапас» -это самодисциплина, усилие, внутренний огонь.

В Йоге сутра говорится, что когда действия пронизаны тапасом, генерируется жар, сжигающий грязь внутри и зажигаются искры Божества.

Желание совершать свои дела и есть Тапас. Но без самодисциплины, энтузиазма, обучения, невозможно добиться успеха.

Все свои действия, можно пронизать Тапасом. В йоге тапас – это приверженность практике.

Когда вы определитесь со своими целями, нужно запланировать действия (дела) и проделывать их систематически. Вначале это займет 10 мин., но выделенное время постепенно приобретает свою особенность (священность). Нужно запастись решительностью, намерением и волей.

Проявляется тапас, когда человек определенное время находится в асане. Вы прилагаете усилия, дабы не закончить позу раньше. Так, человек примиряется с достаточно сильными чувствами и задается вопросом: когда будет грань моим возможностям? Развивается наблюдательная способность, что является одним из важнейших навыков в йоге. Ученик, прилагая усилия, отказывается от нездоровых привычек, развивая новые, положительные.

С помощью воли вы сможете избавиться от многих бездумных действий. Самодисциплина ведет к счастью.

 Свадхьяйя – самоизучение

Каждый человек стремится к счастью. Но счастье находится внутри себя, а не снаружи. Для ощущения безграничного потока счастья, применяется свадхьяйе — обращение внутрь себя. Это мастерство изучения самого себя для ответа на вопрос: кто я?

В Йоге сутра, изучение собственного Я ведет к наивысшей цели — единству с Господом. Практиковать свадхьяйю рекомендуется каждый день.

Достаточно эффективная практика – наблюдение за своим Я. К примеру, ответьте на следующие вопросы:

  • Придерживаюсь ли я порядка?
  • Ценю ли я время?
  • Аккуратен ли я?
  • Всегда ли я задерживаюсь?
  • Что меня раздражает?
  • Что меня радует?

Старайтесь отвечать на поставленные вопросы без осуждения себя, и без расхваливания.

Свами Крипалу (основатель Крипалу-йоги) отмечал, что наибольшим достижением в духовной практике — научиться созерцать за самим собой и не оценивая это. Когда человек присматривается к собственным действиям, своей реакции на происходящее, получается обучение эмпатии к себе, обретается внутренняя устойчивость. Это важно для распространения эмпатии на других.

Изучая священные тексты (Йога-сутра, Бхагавад-гиту, Библию и др.), человек осознает универсальность жизненного опыта к себе и окружающим.

Ишвар Пранидхана – посвящение высшему

Данная нияма является вершиной духовной практики Ниям. В Йоге сутре толкуется, о свободе, как наивысшем счастье. Свобода ведет к любви к Господу, единения с Ним, отдавая себя в его милость.

В каждом жизненном моменте можно видеть ишвар. Любая ситуация наделена высшим смыслом. Предположите, что внутри живет мудрый человечек и задайте ему вопрос: « Если я отрекусь от своих желаний, пристрастий, стремлений к комфорту, куда бы ты направил меня?»

Асана

Третья ступень Аштанга-йоги, включающая специальные упражнения (асаны). Их применяют в йогической практике. Йогины утверждают, что тело – это храм души. Поэтому, одной из важнейших стадий духовного роста — есть уход за телом.

С помощью комплекса асан, личность развивается, улучшается умение сосредоточения. Без таких качеств невозможна медитация — важнейшая составляющая йоги.

Пранаяма

Человек обучается управлять своим дыханием. Здесь предлагается специальная практика дыхательных техник, когда налаживается единство между дыханием, умом и эмоциями. В переводе с санскрита, пранаяма – это увеличение энергетики жизни. Идет омоложение организма, продлевается жизнь.

Иногда Пранаяма рассматривается как одиночная техника, когда в положении сидя, проделываются все упражнения. Также пранаяма активно используется как часть йогического занятия.

Пратьяхара

Здесь, человеческие чувства отвлечены от внешнего мира. Достигая пятой ступени, усилия концентрируются на обращение сознания в свой внутренний мир, без нарушения внутренней сосредоточенности. Главное в Пратьяхаре не отвлекать внимание на окружающие раздражители. Когда чувства перестанут метаться от одного объекта к другому, появляется возможность внимательнее рассмотреть себя. Ученик начинает замечать установки, предопределяющие его жизнь и создающие помехи внутреннему росту.

Дхарана

Освоение новой ступени подготавливает личность к очередной вершине. Поэтому, Пратьяхрана подготовит ученика к Дхаране (концентрация). Только после абстрагирования от окружающего мира, человек сможет совладать с собственным умом.

Применяя практику концентрации, ученик обучается тормозить поток мыслей, сосредотачиваясь на выбранном ментальном объекте (звук, божественный образ, энергетический центр тела и.т. д.). Пройдя первые три ступени, ученик обретает начальное умение сосредотачиваться. Асана и Пранаяма учат сосредотачиваться на своих действиях, но внимание еще блуждает. Фокус внимания смещается, если человек начинает разбирать нюансы тонкости асан, дыхательных практик.

Практикуя Пратьяхару, ученик наблюдает себя. Дхарана же учит фокусированию на одной точке.

В итоге, долгое пребывание в концентрации переходит в медитацию (Дхьяну).

Дхьяна

На седьмом этапе Аштанга — йоги, обучаются созерцанию. Это концентрация в непрерывном потоке. Дхьяна(медитация) и Дхарна (концентрация) не является одно и тоже. Они имеют тонкое отличие.

В Дхаране внимание направленно в одном направлении. Дхьяна – это состояние осознанности без какого-либо фокусирования. На седьмой ступени ум находится в спокойствии, безмятежености. Не рождаются новые мысли. Но, для достижения такой прострации, нужно приложить много усилий и выносливости.

Йога — это процесс, и важнейшее значение имеет путешествие внутри.

Самадхи

Последняя восьмая ступень – есть состояние блаженства. Патанджили говорит, что Самадхи  смывает все границы. Человек побеждает грань собственного «Я». К нему приходит осмысление глубинной связи с Божеством, он понимает связь всего живого.

На стадии Самадхи приходит мир, превышающий любой ум. Медитируя, человек находится в истинном блаженстве и единстве с миром.

Многие думаю, что это сказка и ничего близкого с реальностью. Но каждый желает свободы, радости, самореализации и.т.д.

Результатом восьмиэтапного пути Патанджили есть просветление, которое невозможно отобрать, купить. Для достижения Просветления, нужно быть преданным практике.

Патанджили

Йога сутра – величайший труд Патанджили. Это легендарный мудрец Древней Индии, аскет, ученый, практик медитации. Проживал он в Индии около 2000 лет назад, но точное место никому неизвестно. Жизненный путь Патанджили остается тайной.

В некоторых индийских памятниках упоминается Патанджили, как упавший с неба, будто змейка на ладонь. Имя Патанджили (Palanjali) означает падать на ладонь (pal-падать, anjali – ладонь).

Он написал важные трактаты в области языкознания и медицины, сформировал систему практической йоги. В II веке до н.э. он основал философско-религиозную школу (даршану) в Индии. Патанджили проповедовал ценность асан, крий, пранаям, как благость для человека, как способ контролировать работу ума, достижения единства с Господом и обретения Просветления (Маха Самадхи, нирваны). Учение Йога сутры дало известность и знаменитость Патанджили. Собрав изречения прошлых поколений, он сформировал книгу в виде сутр.

Что такое сутры? Это умные и поучительные изречения.

Учение Патанджили стало основой философии йоги. Много известных йогинов разных поколений публикуют свои комментарии, толкования на йога-сутру, чтобы ученикам был понятен смысл текста. Патанджили воспринимают как покровителя йоги, поэтому занятия во многих школах начинаются чтением молитвы к Патанджили.

Труд «Йога сутры» написан с целью духовного и ментального становления личности.

В настоящее время, йогины используют книгу Патанджили для совершенства языка, тела, ума.

О книге «Йога сутры»

Она сложенна из четырех частей (пады), где повествуется о философии жизни, искусстве, науке.

В книге 196 кратких и точных афоризмов (сутры) со сложным смыслом и божественностью. Они толкуют значение практики, описывают средства для достижения желаемого и возможные препятствия.

Каждая сутра наполнена мудростью, богатейшим смыслом. Она одаривает ученика (садхаку) достоверным учением о природе. С такими знаниями человек становится свободным, что непонятно для обычных людей. Освоение сутр с сильной верой и страстью, зажигает у садхаки свет духовного знания.

С помощью практики, излучается доброта, дружелюбие, сочувствие.

Все школы по философии толкуют сутры. Но объясняя путь к Самореализации, каждый ставит акцент на своем, выбирая одно из трех направлений:

  • карма (действие, поступок);
  • джняна (мудрость);
  • бхакти (служение, преданность).

Основные идеи книги:

  1. Многообразие йогических практик можно свести воедино.
  2. Притормаживание сумбурной активность ума, помогает преуспеть в йоге и медитации.
  3. С помощью тела и дыхания успокаивается ум, который способен пребывать в глубокой сосредоточенности.
  4. У всех религий Индии в основе лежит медитация.

Практика йоги применяется в разных религиях:

  • ортодоксальный индуизм;
  • джайнизм;
  • буддизм.

Ознакомившись с различными учениями, Патанджили обобщил их и предложил собственную методику для запоминания.

Несколько столетий текст активно комментировали, толковали. В результате, он стал главным руководством в Индии по теории, практике и медитации.

Четыре главы (пады) книги Патанджили написаны на санскрите и имеют следующее толкования:

  1. О сосредоточении, созерцании (самадхи) – научиться контролировать сознание.
  2. О способах существования (садхана).
  3. О совершенных способностях (вибхути) -– научиться понимать различия между зрителем (неизменное личное начало – драштар,атман, пуруша) и зримым (сфера проявленного и перемен – дришья,паринама, пракрити).
  4. О полном освобождении (кайвалья) – навык владения собственным разумом, находясь в состоянии «чистого видения». Высвобождение от любых негативных влияний (облако дхармы).

В четырех падах (главах) также имеют место такие моменты:

  • четыре варны (разделение труда);
  • три гунамы (природные качества);
  • четыре пурушартхамы (жизненные цели).

Ниже приводится краткое описание каждой главы книги.

Самадхи

В первой главе автор описывает свои логические, метафизические, эпистемологические предположения. По его утверждению, эмпирическое развитие мысли (читта-вритти) разделяется на пять видов:

  1. Истинное познание.
  2. Заблуждение.
  3. Ментальное конструирование.
  4. Сон.
  5. Память.

В учении Патанджили, отражается методика школы санкхья. Беря в основу примеры из индийских текстов, автор показывает двойственную психодуховную реальность: свободный зритель и личность. Связывает их отождествление со зримым. Избежать неприятностей достижимо, если принять верную эпистемологическую позицию, которая устраняет привязанность к зримому. В логике движет намерение высвободиться от всепронизывающего страдания (дукха). Об этом толковали буддисты и последователи санкхьи. Йога – путь к спасению.

Слово «самадхи» имеет два корня:

  • «сама» — это равность, честность, доброжелательность, справедливость;
  • «адхи» означает свыше, сверх, созерцатель, не поддаваться развалу.

Духовная практика Самадхи возвращает человека к источнику сознания (созерцание), сопровождающееся проникновением его сущности в тело, чувства, разум.

В первой главе Патанджили упоминает Ишвару (Великий Учитель, Господь), проговаривание звукосочетания Ом. Также уделяется внимание контролю дыхания, однонаправленности сознания, просветленности и отрешенности через приятный сон или другие приятные вещи.

В данном разделе, автор дает формулировку йоги и ясно объясняет природу действий, состояние сознания в волнении (читта-вритти). Изучать первую паду рекомендовано тем, кто достиг определенной зрелости в собственном развитии. Садхаки с высоким развитием утверждаются в возвышенном сознании и сохраняют накопленную мудрость.

Повернутся лицом к собственной душе — называется Самадхи . Тогда смываются грани между телом, душой и разумом.

Естественное состояние сознания человека обусловлено следующими факторами:

  • Правильное восприятие.
  • Неправильное восприятие (заблуждение из-за чувств).
  • Неясность, иллюзии (человек страдает из-за собственного ума).
  • Сон, память.

Неровности сознания чистой души могут привести в обычный жизненный круговорот: печаль, радость, страдания. Все перечисленные процессы могут проходить болезненно и безболезненно. Их можно различать и не различать.

Самадхи дает свободу, но достичь ее можно только через жесткую дисциплину, отрешенность от чувств, желаний. Достижения освобождения (свободы) можно применяя абхьясе (практика) и вайрагье (дисциплина действий), прилагая много усилий. Главное — доброжелательность и положительный подход.

Важнейшая сила трансформации – практика. Но необходимо дополнять ее отрешенностью, иначе произойдет сильный всплеск энергии. Отрешенность сможет сдержать энергию и защитить садхаку от чувственных предметов. Энергия целенаправленно и стремительно будет двигаться к ядру существа.

Садхана

Вторая глава книги посвящена людям с духовной незрелостью. Автор описывает поэтапные шаги обретения полной свободы. В главе используется понятие «крийя-йога». Слово «крийя» значит действие. В йоге-крийя акцентируется внимание на активное усилие, необходимое ученику (садхаке).

В ее основе лежат восемь йогических дисциплин описанные в начале статьи.

В разделе Садхана описывается трехчленная йога, включающая подвижничество, самостоятельное обучение, воспевание Ишвары, а также восьмичленная йога, давшая Патанджили наибольшую известность. В главе Садхана, автор дает определение авидью как духовному невежеству, являющейся причиной мытарств. Авидья стоит на первом месте из пяти страданий, как основа эгоистичности, привязанности, неприязни.

Источник страданий делится на три вида:

  1. Человек есть причина страданий.
  2. Наследственные болезни и страдания.
  3. Разбалансированность организма.

Любое мытарство — есть отблеск поступков, сделанных в теперешней или предыдущих жизнях.

Преодолевают их с помощью практики отрешенности, пронизывающие восемь направлений йоги. Так произойдет очистка тела, разума, чувств.

  • Соблюдение строжайшей дисциплины сожжет зародыши страданий, смоет загрязненность, поможет человеку познать спокойствие, где он сольется с созерцателем.
  • Выполнять асаны необходимо так, чтобы познать свое тело, разум, чувства.
  • Благодаря садхаки, развивается бдительность, чувственность, сосредоточенность.
  • Пранаяма даст контроль над тончайшими элементами: звук, осязание, форма, вкус, запах.

В садхане пада описан путь прохождения от ямы до пратьяхары. Заканчивается оно океаном спокойствия, на поверхности которого тихо, без волнений. Привязанности или неприязни никак не воздействуют на ум, тело, сознание. В сознании теряется место, время. Разум и тело очищаются от грязи, искореняется хамство. Уходит гордость, высокомерность. На смену приходит невинность. Ищущий переходит в позицию созерцателя.

Вибхути

В третьей главе (паде) повествуется о величии Божества Садханы. Ученик обретает полный объем знаний о прошлом, настоящем и будущем, понимает принцип солнечной системы. Он способен читать мысли других. Также он обретает сверхъестественные возможности сиддхи:

  • принимать малые или большие формы;
  • стать тяжелым или легким;
  • получать все что угодно;
  • выполнять любые желания;
  • иметь власть над всеми.

Во всех перечисленных достижениях таится опасность. И здесь Патанджили советует садхаки (ученику) идти по своей духовной тропе, не поддаваясь соблазну.

В толкованиях мудреца Вьяса приводятся примеры тех, кто соблазнился и доверился свободе. Так, смертный человек Нахуша волей судьбы начал повелевать небесами. Но он не смог справиться с данной ему властью. Нахуша лишился божьей милости и в облике змея был выброшен на землю.

Кто строго следует избранному пути, сопротивляясь искушениям, познает кайвалью.

Кайвлья

Это четвертая завершающая часть, в которой Патанджили показывает грань между самадхи и кайвльей. Находясь в самадхи, ученик обучается пассивному состоянию, единению между зримым и созерцателем, наблюдателем и наблюдаемым; объектом и субъектом.

В кайвалье постигается состояние жизни в позитиве, происходит избавление от тамасического, раджасического, саттвического природного влияния. Живя в таком мире, человек каждый день совершает определенные действия, но остается только свидетелем. Развивается способность видеть себя со стороны.

По утверждению Патанджили, выйти на уровень кайвальи можно через:

  • использование трав;
  • проговаривание мантр;
  • усилие для строго соблюдения дисциплины;
  • самадхи.

Из всех перечисленных способов, только два последние содействуют зрелости ума, стабильно обеспечивая рост. Исходя из совершаемых действий, человек может саморазвиваться или препятствовать этому.

Практика йоги поддерживает духовную жизнь.

Не йогические действия приближают человека к миру. Действия благие и не благие укореняются в эго (ахмакара).

Благодаря йоге у человека искореняется гордыня, что помогает ищущему проследить сознание, как источник действий. Сознание хранит все прошлые впечатления (самаскары) в полном объеме. Когда такое происходит, садхака (ученик) моментально становится свободен от своих реакций, действий, пропадают желания.

Все перечисленные процессы являются спицами, вращающие колесо мысли. Но у «спиц» пропадает сила, когда сознание очищается, развивается устойчивость.

  • Духовная практика Садхана приобретает статус совершенного йогина, обретя мастерство действий.
  • Это напоминает фитиль, масло и огонь. Дополняя друг друга, такие предметы удерживают пламя.
  • Мысль, речь и действие работают по такому же принципу. Они гармоничны, что делает знания йогина объемными.
  • Но, во многих случаях, понимание ограничивается, поскольку объект воспринимается как одно понятие; чувства и переживания объекта — как что-то другое; слово — как совершенно третье.
  • Происходят колебания ума, отнимающие способность человека думать и действовать.

В четвертой поде, в заключительной сутре, Патанджили говорит о достижении учеником пурушартх, применение гуннами (покой, прозрачность, всепроникающий и отражающий свет Чистого Сознания) как свое назначение, что ведет к наивысшей цели — йогической садханы.

Пурушартх- это 4 цели жизни человека в индуизме:

  1. Дхарма – мораль и справедливость.
  2. Артха — материальное процветание.
  3. Кама – наслаждение чувственностью.
  4. Мокша — освобождение из круговорота (рождение-смерть).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *