Дембо-Рубинштейн: тест на самооценку, оценка и интерпретация результатов

Нормальный уровень самооценки важен для личности, иначе могут появиться проблемы в общении с людьми, в профессиональной сфере.

Для построения семейных отношений также важно иметь адекватную самооценку. Существует несколько способов, дающих возможность оценить собственные достоинства и недостатки. Один из них – методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Основателем методики считается Тамара Дембо. В 1962 году тест имел одно направление – изучение счастья. В 1970 году психологом Сусанной Рубинштейн был создан сложный механизм, при помощи которого исследуется самооценка и уровень притязаний по многим направлениям. Методику объединили и назвали ее по имени двух женщин.

Направления исследования:

  • состояние здоровья;
  • умственные показатели;
  • описание характера;
  • счастье.

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Методика проста для применения. Необходимо провести на листе бумаги четыре вертикальные черты. Названия линий: «Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Счастье». К данному списку можно добавить дополнительные шкалы: «Оптимистические качества», «Степень удовлетворенности собой» и пр.

Параметры каждой шкалы:

  • высота – 100 миллиметров;
  • 1 балл равен 1 миллиметру линии;
  • посередине каждой шкалы стоит точка;
  • на концах каждой шкалы есть горизонтальные черточки (верхняя черта – наиболее высокая оценка по исследуемому параметру, нижняя черта – самая низкая).

Испытуемому необходимо:

  1. Горизонтальной чертой «–» отметить свой текущий уровень.
  2. Кружочком «о» – то место, где бы он хотел находиться между этими двумя чертами (состояние удовлетворенности).
  3. Крестиком «х» – то место, где он может оказаться в случае реальной оценки собственных возможностей.

Важная информация! Тест выполняется до того, как будут читаться результаты. Невыполнение условия повышает риск ошибочной расшифровки.

12 минут – максимальное время на выполнение теста.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

Рассматриваемая методика выявляет уровень самооценки, а также уровень притязаний человека любого возраста (ребенка-школьника, взрослого).

Уровень самооценки по шкале измеряется от знака «о» до знака «–». Показатель притязаний личности – количество баллов от «о» до «x».

Нестандартная ситуация возникает, когда уровень притязаний ниже, чем оценка личности (расстояние от «x» до «–»). В данном случае баллы записываются со знаком минус. Заключительный этап всех измерений – подсчет количества баллов.

Важно! При подсчете суммарного балла шкала, описывающая состояние здоровья, не учитывается. Она рассматривается в качестве тренировочной шкалы, помогает человеку разобраться, каким образом проходить тестирование. В случае необходимости информация анализируется отдельно.

Высота самооценки

Интерпретация самооценки по этой методике:

  • Результат находится в диапазоне от 50 до 74 баллов. Можно говорить о нормальном уровне самооценки у испытуемого. Психологи считают, что человек себя реально оценивает.
  • Число находится в диапазоне от 75 до 100 баллов – завышенная самооценка. У подростка или взрослого человека имеются отклонения, связанные с формированием личности. Необходима беседа с психологом. Перечень возможных проблем: отсутствие самокритики, повышенные требования к людям.
  • Количество баллов ниже 50, показатель свидетельствует о заниженной самооценке. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии следующих проблем: неготовность для получения нового опыта, боязнь развития в профессиональной сфере, отсутствие веры в собственную мечту. Бывают ситуации, когда человек сам навязывает себе низкий уровень самооценки для того, чтобы иметь возможность не принимать ответственных решений. Необходима работа психолога.

Уровень притязаний

Расшифровка:

  1. Диапазон от 75 до 89 баллов – нормальный уровень притязаний. Данные говорят о том, что человек адекватно оценивает свои способности.
  2. Диапазон от 90 до 100 баллов – высокая степень притязаний. У испытуемого полностью отсутствует самокритика. Такой человек обычно уверен, что он наделен редкими выдающимися способностями.
  3. Менее 60 баллов – низкий уровень притязаний. В данном случае человек не может нормально развиваться. Наблюдается полное отсутствие стремлений для достижения целей. Испытуемому кажется, что любая идея обречена на провал.

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

К дополнительному приему относится анализ поведения людей во время тестирования.

Признаки неустойчивой самооценки:

  • множество зачеркиваний (смена поставленной черты на более низкую и наоборот);
  • слишком медленное выполнение задания.

Признаки, указывающие на завышенное мнение о себе:

  • желание привлечь внимание окружающих во время выполнения задания;
  • слишком быстрое его выполнение (человек боится задуматься и по-настоящему оценить свой уровень, признать несостоятельность в каких-либо сферах).

Еще один дополнительный способ – индивидуальная беседа после окончания тестирования. Человека просят пояснить, каких людей он считает счастливыми, назвать причины собственных неудач. Таким же образом обсуждаются все остальные шкалы.

Заключение

Методика Дембо-Рубинштейн – способ, при помощи которого определяется уровень самооценки и притязаний человек. Методика отображает направления, требующие корректировки при помощи специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *