Профессии по специальности «Информационные системы»

Профессия специалиста по информационным системам, скорее всего, заинтересует учеников, всем урокам предпочитающих информатику. Во время, когда информационный продукт выходит на первый план и, кажется, начинает руководить миром, актуальность профессии не нуждается в подтверждении.

Особенности

Информационной системой называют систему автоматизации деятельности организаций, и она включает техобеспечение (то есть конкретные технические средства, запускающие систему), математическое и программное обеспечение, информационное, правовое, организационно-методическое. Например, если речь идет об информационной системе в области экономики, задача специалиста – создать такую инфраструктуру, чтобы она позволяла эффективно и грамотно управлять компанией. Именно информационную инфраструктуру. Известный пример системы – «1С: предприятие»: она замечательно показывает, как можно автоматизировать учетные процессы.

Такие системы создают с расчетом на пользователя, компетентного в предметной области, но не обязательно владеющего навыками сферы информационных технологий. Это значит, что системы, созданные специалистом по ним, должны быть простыми, быстро осваиваться и в работе вызывать интуитивное понимание. Человек, который учится на этой специальности, скорее всего, будет работать в 3 этапа: непосредственно создавать и сопровождать информационные системы, обеспечивать их техническую поддержку, а также взаимодействовать с системным пользователем.

У профессий есть как плюсы, так и минусы. К первым можно отнести востребованность, хорошую оплату труда, возможность наработки ценных профессиональных связей. А вот очевидный минус: необходимость обучать пользователей системы, что для «старой гвардии» специалистов, которые переходят работать в новый формат, часто стресс. Потому разработчик должен быть еще и немного психологом. Не исключены и командировки, которые не всем нравятся.

Требования

Есть требования сугубо профессиональные, они заключаются в компетенциях специалиста, которыми он должен овладеть по окончании вуза.

А именно выпускник должен будет:

  • уметь вести переговоры с заказчиком, чтобы понять все требования последнего к созданию информационной системы;
  • собирать информацию для моделирования образа системы;
  • составлять техзадание вместе с разработчиком;
  • настраивать оборудование, устанавливать ПО;
  • своевременно ликвидировать претензии пользователя;
  • проводить внутреннее тестирование системы и т. д.

Но есть еще и личные качества, профессионально необходимые и позволяющие выпускнику рассчитывать на карьерный успех. К таким качествам относят: аналитический склад ума, внимание к деталям, контактность, дисциплинированность, системное мышление. Специалист должен быть готов к тому, что уровень знания английского достаточно высокий, ведь работать с англоязычными источниками технической литературы и документации придется часто.

Также, выбирая эту специальность, нужно понимать, что предметная среда проектируемой системы может меняться. В одном проекте это бухгалтерия, в другом – фабрика керамики, в третьем – система образования. И вникать в особенности профессиональной среды придется, а значит, нужно уметь переключаться, быть готовым охватывать новый информационный пласт. Есть специальности, связанные с информационным обеспечением, которые не предполагают больших объемов человеческого общения. То есть специалист работает с машиной и минимально общается с коллегами.

Но это не тот случай, ему придется обучать коллектив работе с созданной системой, а значит, общаться нужно много. И этот момент обязательно учитывается при выборе профессии.

Обзор профессий в данной сфере

Можно выучиться по этой специальности, но пойти работать в смежные области. Некоторые специалисты предпочитают уйти в техподдержку: и это действительно бывает очень удобно, особенно для тех, кто настроен поработать удаленно. Зачастую такие сотрудники в компаниях не работают в офисе, могут вести дела из дома, находясь в обозначенные часы на ресурсе и общаясь с клиентами удаленно.

Еще одна профессия – системный администратор. В крупной компании, где над информационной системой, ее разработкой, внедрением и обслуживанием работает не один человек, может быть руководитель этого звена. На нем лежит управление коллективом, который обслуживает информационную систему. В своей отрасли этот специалист должен быть компетентен тоже: например, если это система предприятия по выпуску продуктов питания, администратор должен знать основы деятельности компании больше, чем потенциальный потребитель.

Техник по информационным системам – этот специалист, который занимается созданием и/или модификацией компьютерной системы предприятия, на котором он работает. Он должен модерировать бизнес-процессы, создавая удобную для пользователя систему, повышающую эффективность труда компании в целом.

Это большой пласт деятельности по обработке информации и получения продукта, автоматически улучшающего работу целого коллектива.

Обучение

Вузов, которые могут выучить на специалиста в области информационных систем, достаточно. Самые известные из них:

  • МЭИ (Национальный исследовательский институт), подавать документы нужно на инженерно-экономический факультет;
  • Московский государственный университет геодезии и картографии;
  • Российский новый университет;
  • Московский открытый институт;
  • Московский технический университет связи и информатики.

В вузах готовят специалистов, которые не будут теряться в самых широких вопросах компьютеризации на предприятии. Поможет молодому человеку в обучении склонность к точным наукам, а сдавать ЦТ придется по математике, физике или информатике, русскому языку. Во время обучения студент знакомится с такими дисциплинами, как архитектура и моделирование информационных систем, теория информатики, компьютерная графика, сетевые технологии и т. д.

В конце учебы он овладеет программированием на языках высокого уровня, сможет разрабатывать ПО, создавать точные и подробные инструкции для пользователей системы, создавать серверы и сайты, вести цифровую обработку информации. Он должен научиться и организаторской деятельности, потому что к профессиональной коммуникации в этой профессии также много требований. Какой будет зарплата специалиста, зависит и от учебы тоже. Ведь практиковаться можно, еще в студенческие годы, а ярко проявив себя во время практики, реально получить хорошее место сразу после выпуска. В Москве даже новичок может рассчитывать на зарплату в 60-70 тысяч, если он успел проявить себя, будучи студентом.

По стране стартовая планка ниже: зарплаты совсем не так высоки, если специалист приходит с нулевым портфолио в не самую большую и богатую госорганизацию.