Юмор через боль: лучший комедийный режиссер СССР Леонид Гайдай

Кинематограф может поражать не только прекрасной игрой актёров, когда мы находимся в роли обычного зрителя. Порой, чудо можно совершить, самому возглавляя съемочный процесс и создавая шедевры, которые потом оценят миллионы зрителей. Именно так и поступил легендарный советский режиссёр Леонид Гайдай. Необычный характер, чувство юмора и отношение к актёрам делали его ленты уникальным. Но как часто бывает у тех, кто заставляет смеяться других, у самого Гайдая судьба была непростой.

Знаковая фигура

Вы можете не узнать известного режиссёра по фотографии, но наверняка слышали о нём, или его работах. Современная молодёжь, для которой СССР лишь страница истории, как и их родители, продолжают говорить репликами полюбившихся персонажей. Многие фильмы Гайдая настолько «ушли в народ», что зрители без труда могут пересказать их дословно. В памяти осталось всё – интонации, костюмы, атмосфера.

Но ведь не один Гайдай снимал фильмы. Так почему именно его работы снискали такой успех, что спустя поколения их продолжают ценить и пересматривать? Определить, в чём состоял секрет успеха режиссёра, никому так и не удалось.

Работа с ним была особенной, ведь в отличие от других мастеров, стремившихся полностью контролировать игру актёров, Леонид предпочитал давать им свободу действий. Порой диалоги так поглощали их, что после окончания сцены хотелось развивать игру дальше. Гайдай не спешил выключать камеру и переходить к съёмке следующего эпизода, он наблюдал за импровизацией, говорил: «Дальше, дальше!». Благодаря этому приёму лента пополнялась уникальными, живыми сценами или репликами, которые потом больше всего запоминались зрителям.

Гайдай не относился к актёрам как к инструментам для создания своего фильма, ведь для него они были соавторами, вносящими важную лепту в творческий процесс, а не просто выполняющими указания.

В окружении первых красавиц

Репутация легендарного режиссёра позволяла ему подбирать для своих кинолент лучших актёров. В его комедиях часто можно было увидеть знаменитых актрис Союза, покоривших толпы поклонников. Но к работе Гайдай всегда подходил ответственно и серьёзно, потому героини в его фильмах появлялись в купальниках, не опасаясь за свою честь.

Жена Леонида, Нина Гребешкова, не устраивала сцен ревности. Ему она доверяла, хоть и не всегда понимала супруга. Основной проблемой было его специфическое чувство юмора Леонида, оно не раз становилось причиной казусов. Так, Нина, получив от будущего мужа предложение руки и сердца, решила, что он просто шутит.

Расстаться с мечтой

Гайдай прославился в качестве режиссёра, но мечтал он об актёрской карьере. Леонид родился в городке Свободный, на границе с Китаем, а после переехал в Иркутск. Там он полюбил театр и ему посвятил своё первое профессиональное образование.

Но жизнь Гайдая сложилась иначе из-за войны. Леонид вернулся к гражданской жизни сильно хромая из-за инвалидности. Да и внешность режиссёра не совсем подходила для актёрской профессии.

Серьёзное начало

Получать режиссёрское образование Леонид отправился в Москву. Его дипломной работой во ВГИКе стала серьёзная лента, практически не сохранившаяся до наших дней.

Однако в ней поклонники уже заметили «эскизы» будущих героев комедий Гайдая. Так, они рассмотрели в них автомеханика из «Кавказской пленницы» с его знаменитой машиной, а также трёх рыбаков, которых легко можно принять за Труса, Бывалого и Балбеса.

Первой сатирической работой мастера была лента «Жених с того света». Цензура серьёзно поработала над ней, оставив от первоначального варианта едва ли половину. Остальное пришлось переозвучить, а сам Гайдай мог и вовсе лишиться возможности работать.

Чтобы исправить репутацию он снял картину «Трижды воскресший», но всю жизнь стеснялся работы над ней.

Попал в кадр

Вскоре Гайдай полностью раскрыл свой талант перед зрителями. Он видел советские реалии смешными, но смеялся над ними по-доброму и от души. С экранов разговаривал с публикой о том, что всем знакомо и понятно, рисовал яркие портреты людей и их характеров, не примешивая к этому политику.

И всё-же цензура была очень строгой, что заставляло вносить в фильмы изменения, но серьёзного ущерба это не наносило. Хоть редко, но сам Гайдай всё же появлялся в кадре. Зрители помнят его как продавца накладных на 12 стульев, известно также, что «бриллиантовая рука», показывающая Никулину фигу, принадлежит режиссёру.

Последние годы

За несколько лет до смерти у Леонида Гайдая снова открылось боевое ранение, которое уже не заживало. Режиссёр много курил, что стало причиной проблем с дыхательной системой. В 1993 году он попал в больницу из-за воспаления лёгких, домой он так и не вернулся – скончался от тромбоза лёгочной артерии.

Выводы

У режиссёра осталась супруга, дочь и внучка. Вместе со множеством поклонников они чтят память легендарного режиссёра, который показал жизнь обычных людей так, как не удавалось никому. Доказательством таланта Гайдая стала огромная популярность его фильмов, актуальных даже спустя десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *