Что такое филигрань и где она используется?

Во многих домах есть ювелирные украшения. И, возможно, многие из их обладателей слышали слово филигрань, особенно, когда речь шла о драгоценностях. Однако не все знают, что такое филигрань. Об этой ювелирной технике пойдет речь в статье.

Что это такое?

Слово «филигрань» имеет два значения. С одной стороны, оно означает особый узор из металлической проволоки, нанесённый на какую-либо вещь из металла. Другой вариант: филигрань – это ремесло, которое подразумевает сам процесс создания узора.

Это слово выглядит на английском языке, как filigree, и происходит из латинского языка. Так, filigree состоит из двух латинских слов: filum и granum. Первое из них означает «нить», а второе – «зерно». В названии и заключена вся суть слова. Под нитью имеется в виду металлическая проволока, которая так же, как и обычная нитка, очень тонкая. Зерно же представляет собой как металлические шарики, наносимые вместе с проволокой, так и ювелирность, то есть работу с маленькими деталями. Действительно, чтобы нанести филигранный узор, требуется много времени и сил.

В русском языке филигрань называется сканью. Как и в английском языке, в нашей речи это слово тоже не появилось просто так. В Древней Руси было слово «скать», которое означало свивать или ссучивать. Именно от него и произошло название ювелирного узора.

Разберемся, в чем заключается техника филиграни.

  1. Берётся какой-либо драгоценный металл, как правило, это серебро или золото.
  2. Из них делается очень тонкая полоска, из которой и будет создаваться узор. При этом очень важно, чтобы драгоценные металлы были чистыми, без примесей. В противном случае проволока не будет столь эластичной. Только из чистых экземпляров можно сделать тончайшую нить.
  3. В дальнейшем нити закрепляются на заранее заготовленном фоне в виде узора.

Серебро и золото в качестве материалов используются не только потому, что они считаются самыми дорогими и ценными, но и из-за того, что это мягкие металлы. К сожалению, конечное изделие, создаваемое из не самых прочных материалов, является не очень устойчивым к физическим воздействиям.

После того как основной узор нанесён, ремесленник приступает к следующему этапу, а именно: к нанесению металлических зёрен. Они украсят конечное изделие, придав ему некую объёмность.

Филигрань – это одна из базовых техник, которая известна уже много лет во всём мире. Любой производитель ювелирных изделий должен уметь работать этой техникой, наравне с резьбой на высоком уровне. С ее помощью создаются различные узоры на многих ювелирных вещах, так украшаются драгоценные изделия.

История возникновения

Некоторые люди ошибочно полагают, что филигрань – это исконно русское ремесло. Конечно, точно историки не могут определить, когда и кем была придумана эта техника создания ювелирных узоров. Однако многочисленные раскопки и многолетние труды учёных позволили выяснить, что филигрань впервые появилась примерно в V веке до нашей эры в Египте, Греции и некоторых других странах Древнего мира.

Несколько позже эта техника появилась и в других государствах, таких как Португалия, Испания. В России появляется скань, однако точную дату историки назвать не могут. С наступлением нашей эры и ещё некоторое время филигрань не пользовалась большой популярностью. Об этом говорят количество находок и места их обнаружения. Но уже в XVII веке спрос на такие изделия резко возрастает. С этого момента начинается бурное развитие этого ремесла, начинают появляться новые виды и техники.

В России скань достигает своего расцвета ещё в XVI веке. Мастера в этом деле создавали настоящие произведения искусства. Удивительно то, что даже при советской власти это ремесло не исчезло, а даже, наоборот, встало на несколько ступеней выше в своём развитии. Российский город Кострома является неформальной столицей русской скани.

После промышленного переворота в странах Европы в XIX веке элементы с филигранным узором стали фабричным товаром. На этот момент существует огромный выбор различной посуды, ваз, шкатулок и многих других вещей с таким украшением. Благодаря новому способу их производства стоимость на рынке становится намного ниже.

Обзор видов

Безусловно, всё время с момента появления филигранного искусства оно беспрестанно развивалось. Развитие происходило во все стороны, появлялись всё новые и новые схемы узоров. Как итог, сегодня в мире существует несколько сильно отличающихся друг от друга видов.

Напайная

Эта разновидность отличается тем, что пайка металлической проволоки и зёрен происходит на какой-либо основе, на которой они в конечном счёте в большинстве случаев и останутся. В зависимости от разных факторов различают несколько подвидов напайной филиграни.

  • Фоновая. По-другому её называют глухой. Этот подвид считается простейшим. Его суть в том, что узор наносят на какой-либо фон. При этом после нанесения филиграни его никуда не убирают, более того, он является частью всего рисунка.

  • Просечная. Другое её название – выпильная. Эта разновидность является полной противоположностью предыдущей. Здесь после того как узор нанесён, фон убирается. Причём делается это с помощью просечки и выпиловки. От методов избавления от фона и произошли два названия этого подвида.

  • Рельефная. Здесь отличием является сам фон. Это не просто плоский лист металла, а чеканный рельеф. Благодаря этому конечный узор получается более красивым за счёт приобретения небольшой объёмности, рельефности.

  • Перегородчатая. Иначе её называют напайной с эмалью. Для создания узора этого вида используется эмаль. Изначально филигрань припаивается к основе, но после этого работа не является оконченной. Пространство между перегородками узора заливается эмалью.

Напайный вид ещё по-другому называют накладным. Всё потому, что узор как бы «накладывается» на какой-либо фон. Такая возможность позволила многим мастерам использовать орнамент для украшения изделий. В качестве примера этого вида можно привести сожскую скань – это белорусская техника, такие изделия ценят во всём мире.

Объёмная

Название этого вида придумано неспроста. В отличие от напайного узора такая разновидность не нуждается в какой-либо основе и, соответственно, фоне. Используя металлические нити, мастер закручивает их таким образом, чтобы получались объёмные фигуры.

Некоторые изделия намного удобнее и правильнее делать не сразу. Создание трудных объёмных филигранных изделий требует разбивки одной большой задачи на несколько маленьких. Говоря проще, умелый мастер изначально делает только части будущего узора. При этом благодаря тому что мастеру не нужно отвлекаться на всю фигуру сразу, получается достичь большей концентрации для точечной работы над каждым мелким элементом. После этого из сделанных частей собирается конечный узор.

Из-за того что как таковой основы эта филигрань под собой не имеет, её прочность сильно меньше, чем у того же напайного вида.

В качестве примера можно представить красносельскую филигрань. Свои продукты мастера этой техники называет ажурно-объёмными. Их изделия постоянно демонстрируются на различных выставках как в России, так и за рубежом.

Ажурная

Узор такого вида чем-то похож на объёмную разновидность. Но есть одно отличие – ажурные изделия могут быть и плоскими в отличие от объёмных, которые всегда выполнены в 3D-стиле. Сходство же между ними в том, что оба вида не имеют основы ни во время их создания, ни в итоге.

Процесс создания ажурных изделий в целом ничем особым не выделяется. Здесь также используются дорогие и мягкие металлы, тоже могут применяться металлические шарики или зёрна. Основной же интерес ажурных изделий вызывают рельефные изделия. В отличие от объёмных такие украшения по-прежнему остаются плоскими, но благодаря различным выступам и неровностям они становятся более красивыми.

Ярким примером ажурной филиграни служит казаковская филигрань. Это очень популярная техника, в которой производят самые разные фигуры и украшения. А также очень хорошо демонстрирует ажурный стиль костромская скань. Сама Кострома – родина таких узоров. Это объясняет искусность тех изделий, которые производятся в этой технике. Бугорчатая филигрань также является представителем ажурного вида, которая производится татарскими мастерами.

Во всех приведённых выше разновидностях очень часто используется технология драгоценного кружева. По сути, это некий приём, с помощью которого металлическая нить заворачивается в узор. Особенность же такого приёма в том, что для ажурных и объёмных изделий обеспечивается максимальная итоговая прочность.

Сферы использования

На сегодняшний день изделия, украшение которых составляет филигранный узор, являются очень популярными. Их покупают в качестве подарка на дни рождения, Новый год, годовщины, юбилеи или просто для себя. Сфера применения огромна, в них входит огромное число различной посуды, бижутерии или ювелирных драгоценностей.

Одним из старинных столовых приборов является подстаканник. В наше время его можно использовать для создания аутентичной обстановки, но также он отлично подойдёт в качестве обычного украшения интерьера. У многих людей этот предмет достался ещё от старшего поколения – дедушек и бабушек. Из-за этого цвет таких подстаканников чуть-чуть изменился в силу времени. Так, серебро, из которого они сделаны, уже не так ярко, а более тускло. Тем не менее подстаканник, украшенный филигранью или сделанный из неё, отлично смотрится в современных домах.

Другим предметом, который мог достаться от бабушки и дедушки, является шкатулка. Безусловно, на сегодняшний день этот предмет можно без труда приобрести в ювелирных магазинах. Шкатулка, украшенная филигранью, не только красиво смотрится, но и может отлично функционировать. Так, этот ящичек подойдёт для хранения семейных реликвий или драгоценностей.

Для украшения дома можно приобрести филигранные настольные часы. Как и в случае со шкатулкой, вещь будет полностью функциональна. Ещё важно отметить, что настольные часы всегда ставят в самое видное место. Таким образом, видеть всю их красоту можно будет постоянно. Из-за структурных особенностей часов филигрань на них делают напайным методом, при этом дополнительно могут использоваться металлические шарики для большей эстетики.

Вместе с часами часто приобретают и филигранные вазы. Узоры на них могут делаться не только серебряными, но и золотыми нитями. Вазы, как правило, используются чисто для украшения, но при желании можно использовать её для каких-либо нужд. А также вазы бывают очень разных размеров. Есть большие напольные вазы, а есть маленькие экземпляры, которые отлично будут смотреться с часами на одном столе.

Филигранью часто украшают мужские аксессуары. Например, отлично будет смотреться скань для портсигара. Сейчас уже мало кто пользуется этой вещью, чаще относятся к нему как к произведению искусства. Узоры на них мастера делают самыми разными, используя при этом и серебро, и золото. Конечно, портсигары, украшенные золотыми нитями, будут дороже, но во многих случаях использование золота, действительно, предпочтительней серебра.

Мужской перстень также входит в сферу использования филиграни. Причём такие аксессуары имели высокую популярность среди мужчин во все времена. Самая главная особенность перстня, отличающая его от кольца – это наличие драгоценного камня на внешней стороне. Камень может быть любым в зависимости от цены всего перстня. Филигрань же на таких вещах довольно трудоёмкая вещь, ведь мастеру приходится делать узор на очень маленькой поверхности.

В целом перстни бывают не только мужскими, но и женскими. Кардинальных отличий в них нет, разве что стиль будет разным.

Чем-то похожим на перстень является кулон. Однако наличие в нём камня необязательно, хотя и приветствуется. Кулон вешается на шею и является антикварным украшением. Причём такая вещь исключительно женский аксессуар. Филигрань на кулоне может быть самых разных видов. Это может быть и напайная филигрань, нанесённая на основу кулона, и ажурная филигрань, а иногда даже объёмная.

В данном случае для мастера открываются большие возможности творчества, так как разные виды кулонов могут быть совершенно любой формы.

Филигрань используется и в изготовлении браслетов. Используется ажурная или напайная скань. Интересно то, что среди женщин филигранные браслеты – это одни из самых популярных и дорогих товаров. Конечно, важную роль в цене играет материал изготовления: золотые вещи стоят в разы дороже. Браслеты могут быть либо широкими и плоскими, либо иметь вид цепочки.

И в том и в другом случае очень важно, какой филигранный узор используется. Ведь в таких вещах мало того, что вещь серебряная или золотая, важно, чтобы и рисунок был, действительно, достойный.

Филигранная цепочка может использоваться для фуражки. Особенно это украшение было популярно в те годы, когда непосредственно и сама фуражка была в моде. Однако и сейчас некоторые фирмы занимаются производством филигранных цепочек.

Женщины могут присмотреть себе филигранные серьги. Современный мир таков, что разнообразие этих аксессуаров зашкаливает. Можно подобрать серёжки под любой наряд, при этом стоимость их может и не быть очень высокой. Филигранные серьги отличаются тем, что всегда имеют довольно большой размер. В целом такое украшение на любителя.

Ну и, конечно же, искусство скани не обошло и броши. Огромное количество товаров на этом рынке – это именно броши, украшенные или сделанные целиком этой техникой. Самое интересное то, что даже основы для брошей делаются таким же методом.

Помимо всего, что перечислено выше, техника скани затрагивает различную посуду, кольца, ожерелья, поделки и многое другое. Самое главное, что несмотря на такое разнообразие различных ювелирных вещей, все они делаются не по одному и тому же трафарету. Конечно, встречаются и похожие, идентичные узоры, но в большинстве своём каждая вещь уникальна – это почти произведение искусства.

Филигрань – это особая техника создания ювелирных узоров. Она имеет богатую и древнюю историю. Существует несколько разновидностей скани, каждая из которых повсеместно используется в ювелирном деле и производстве посуды. В целом можно сказать, что сфера использования скани по-настоящему огромна.

О том, как делать филигранные украшения своими руками, смотрите в следующем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *