Что такое долевая нить на ткани и как ее определить?

Технология изготовления одежды включает в себя огромное количество нюансов, среди которых находится и раскрой. Закройщик должен знать, как правильно расположить лекала на ткани, чтобы в будущем на пошитых вещах не проявлялись дефекты и перекосы. Самый важный момент во время раскладки – совмещение долевой нити на ткани и выкройке. В этой статье мы расскажем, что такое долевая нить и как ее найти на разных видах тканей.

Что это такое?

В производстве тканей используется три основных термина, относящихся к изготовлению полотна – это долевая нить, нить утка и кромка. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, поэтому будущим закройщикам необходимо ознакомиться с каждым из них. Рассмотрим основные термины подробнее.

  • Долевая нить. При производстве ткани на специальный станок параллельно друг другу натягивают продольные нитки, которые становятся основой. Через них в будущем будут разными способами переплетаться поперечные нити – такое переплетение и позволяет в результате получить ткань. Продольные нитки, идущие по направлению работы станка, называются долевыми нитями или нитками основы. Долевая нить в ткани проходит перпендикулярно нити утка и параллельно кромке.

  • Нить утка. Через натянутые на станок нити основы разными способами переплетения продевают перпендикулярные нитки, создавая структуру ткани. От метода переплетения зависит то, какой тип полотна получится в результате работы на ткацком станке. Эти перпендикулярные составляющие, создающие базовую структуру ткани, называются нитями утка.

  • Кромка. У каждого текстильного материала есть край с более грубой и плотной структурой, не позволяющий ткани распадаться. Он создается по особой текстильной технологии для закрепления точной ширины полотна. Этот край называется кромкой. Кромка всегда находится на двух параллельных друг другу краях ткани.

Долевой также называется линия на бумажном лекале, которую при крое необходимо правильно совмещать с текстильным полотном. Такая черточка всегда есть в выкройках из журналов и на лекалах, индивидуально разработанных профессиональными закройщиками. В большинстве случаев линию необходимо совмещать с нитью основы на ткани, однако это правило работает не для всех выкроек. Иногда мелкие детали для обработки кроят под углом 45 градусов, чтобы добиться определенного эффекта.

А также исключением являются расклешенные модели (колокол, полусолнце и солнце), ведь их невозможно расположить вдоль долевой нити на ткани.

Способы определения

Узнать направление нитки основы очень просто тогда, когда ткань находится в рулоне. В такой ситуации наиболее быстро и правильно определять направление по кромке, ведь долевая нить расположена параллельно уплотненному краю ткани. Таким же способом линия определяется на целом отрезе текстильного материала, из которого еще ничего не выкраивали. Найти основу сложнее, если на куске ткани не осталось кромки, или же край практически не отличается от остального полотна.

В такой ситуации необходимо воспользоваться другими способами определения долевой нити.

Опишем несколько методов определения основы для тканей без стретча.

  • Потянуть ткань в разных направлениях. Потяните ткань вдоль, поперек и под углом 45 градусов. В обычном материале долевая нить вообще не тянется, а нить утка тянется совсем немного. Под углом 45 градусов полотно тянется сильнее всего – этот факт поможет более точно определить, как именно проходит нить основы.

  • Просветить материал. Посмотрите на свет сквозь полотно – это позволит лучше рассмотреть структуру ткани. В большинстве тканей нити основы более ровные, чем поперечные линии.

  • Изучить нити переплетения. Если в составе ткани есть хлопок и шерсть, можно разобрать ткань на нити и провести эксперимент. Как правило, в таких тканях хлопковая нить является основой, а шерсть – поперечным переплетением. Вытянутые из материала продольные и поперечные ниточки подожгите: хлопок будет пахнуть жженой бумагой, а шерсть – горелыми волосами или перьями. Таким же способом можно определить основу в тканях, сотканных из хлопка и шелка. Однако в таком материале нитью основы является шелк, а нитью утка – хлопок. При сжигании шелковая нить пахнет как жженый рог, и сгорает дольше, чем хлопок.

Еще один способ найти основу – по направлению ворса, ведь ворсинки всегда располагаются вдоль необходимой линии. Если ворс слишком короткий, для нахождения долевой нити применяют другой способ – по материалу проводят рукой. Начес обычно направлен в одну сторону, поэтому ладонь будет встречать разный уровень сопротивления при разглаживании в разные стороны.

Долевая нить там, где в одну сторону гладить материал легко, а в другую – сложно. Нить утка в таком случае будет ощущаться одинаково при проглаживании в одну и в другую стороны.

Намного сложнее определить основу трикотажа, ведь такой материал одинаково тянется во все стороны. А также в полотне нет привычных нитей основы и нитей утка – вместо них структура ткани состоит из петельных столбиков и рядов. Рассмотрим несколько способов определения долевой нити в трикотажных материалах.

  • По кромке. Найти основу ткани в рулоне или на целом отрезе ткани несложно, ведь она проходит параллельно кромке.

  • По внешнему виду при натягивании. Трикотаж тянется во все стороны одинаково сильно, например, бифлекс можно растянуть на 300% в любом направлении. Один из способов найти нить основы на отрезе ткани без кромки – внимательно осмотреть срезы материала в спокойном состоянии. Срезы полотна, проходящие вдоль долевой нити, склонны сворачиваться в трубочку.

  • По структуре. Чтобы найти основу, необходимо внимательно рассмотреть поверхность материала, состоящего из столбиков и рядов. Долевая нить в трикотажных тканях всегда проходит вдоль столбцов.

  • По форме растягивания. Стретч тянется одинаково сильно во все стороны, однако внешний вид растяжения долевой и уточной нитей отличается. Основа при растягивании сворачивается в трубочку, а поперечная нить – принимает форму гармошки.

Советы по раскрою материалов

Прежде чем начинать кроить, обязательно осмотрите ткань на предмет дефектов – пятен, узелков, затяжек или разрывов. По возможности все недостатки необходимо спрятать на изнаночную сторону или разложить выкройки так, чтобы дефектные участки попадали в выпады. А также перед началом работы материал необходимо продекатировать – проутюжить при разрешенной температуре или замочить в теплой воде. Влажно-тепловая обработка приводит к тому, что полотно дает усадку – это исключает деформацию одежды при обработке и носке в будущем.

Следующий шаг перед раскроем – определение лицевой и изнаночной сторон, проще всего это сделать, ощупав кромку. На краю текстильного полотна остаются проколы от станка: на изнанке они гладкие, а на лице – шероховатые. Далее ткань складывают лицом к лицу, совмещая кромки и скалывая их портновскими булавками. В результате получится двухслойный отрез ткани со сколотыми краями с одной стороны и сгибом – с другой. Скалывание булавками необходимо для того, чтобы полотно не ерзало во время кроя.

Раскладка – очень важный этап кроя, ведь от него зависят качество и долговечность будущего изделия. Чем лучше вы подготовитесь, тем легче будет кроить детали. Во время раскладывания лекал следуйте нескольким простым правилам:

  • при раскладке не натягивайте ткань – от натяжения она слегка деформируется, особенно если это трикотаж, поэтому при крое полотно должно быть в спокойном состоянии;

  • совмещайте долевую нить на полотне и выкройке – точнее всего получится в том случае, когда вы будете отмерять одинаковое расстояние от кромки до участков линии на выкройке;

  • первыми раскладывайте самые крупные детали – расположите их низом к срезу материала;

  • прикалывайте лекала булавками – это поможет избежать перекосов ткани;

  • не забывайте про припуски – лекала изготавливаются без припусков, поэтому оставляйте для них свободное пространство между лекалами;

  • обводите лекала мылом или мелом – так будет легче намечать припуски и сметывать детали в будущем;

  • при раскладке основных деталей старайтесь оставлять крупные выпады со сгибом – в будущем они понадобятся для кроя дополнительных деталей или полосок под углом 45 градусов.

После всех выполненных приготовлений проверьте, чтобы на ткани нигде не было складок, и приступайте к раскрою.

Чтобы срезы получались ровными, не поднимайте руками ткань со стола во время кроя. Нижнее полотно ножниц всегда должно касаться стола – это предотвратит неровности от дрожания инструмента.