Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни: подробно разбираем, даем краткий ответ

Позади осталась зима с её вьюгами и морозами, отгуляла широкая Масленица, подходит к концу строгий Великий Пост, а значит скоро весь христианский мир будет отмечать самый светлый, самый великий из церковных праздников – Пасху. Наверняка каждому верующему приходил на ум вопрос: а почему Христово Воскресение каждый год приходится на разные дни?

Действительно, Пасха относится к переходящим праздникам, то есть не имеет фиксированной даты. День празднования вычисляется по лунно-солнечному календарю в соответствии с определенной методикой.

История праздника

Праздник Пасхи установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте. Именно на этом центральном в библейской истории событии и основаны все христианские учения. Древнееврейское слово песах, обозначающее еврейскую Пасху, имеет связь со словом пасах (в переводе с ивр. «миновал, прошёл мимо») и напоминает о легенде, согласно которой Всевышний поразил всех первенцев Египта, обойдя стороной помеченные кровью агнца дома иудеев. Ветхозаветная Пасха отмечалась именно в честь освобождения иудеев из плена египетского.

В европейское христианство название праздника пришло из древнеарамейского и приобрело другое толкование. Слово «пасха» стало обозначать переход от смерти к вечной жизни, от земли к небу. Подобно тому, как евреи сбросили гнет египетского ига, так и христиане обрели свободу от грехов через распятие и воскресение сына Господня. Таким образом еврейская Пасха стала праобразом Пасхи христианской.

Церковное празднование Пасхи продолжается 50 дней в западном христианстве, в восточном – 40 дней.

Никейский собор

Изначально обе Пасхи, и Ветхозаветная, и Христианская отмечались на 14-й день лунного месяца нисана. Однако со временем эти традиции пришли к конфликту. Дело в том, что порой 14-й нисана устанавливался раньше весеннего равноденствия, а праздновать Пасху перед равноденствием по мнению христианских епископов было «весьма нерадиво и оплошно».

В 325 г. христианские лидеры собрались в Никее на Первый Вселенский Собор, чтобы принять решении о единой дате празднования Пасхи: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся».

Отныне еврейский пасхальный календарь признавался ошибочным, и следовать ему запрещалось. Патриарх Александрийский должен был вычислять дату Пасхи согласно 19-летнему лунно-солнечному циклу и заблаговременно сообщать о дне празднования в Рим. За день весеннего равноденствия было взято 21 марта. Основное правило александрийской пасхалии гласит: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает за весенним равноденствием. Параллельно в Риме был создан другой алгоритм расчёта, и когда после смерти Архиепископа Александрийского Афанасия Великого в 373 г. сообщение между церквями прекратилось, Восток и Рим стали отмечать Пасху в разные дни. Только в VI веке александрийская пасхалия была принята Римской церковью.

Почему католики и православные празднуют Пасху в разные дни

В 1582 г. глава Римско-католической церкви папа Григорий XIII (в миру Уго Бонкомпаньи) провёл календарную реформу, заменив во всех католических странах общепринятый юлианский календарь принципиально новым, григорианским, разработанным иезуитом-астрономом Христофором Клавиусом. Соответственно, изменилась и методика расчёта дат церковных праздников. В том же году посланцы Григория прибыли к православному патриарху Иеремии с предложением принятия новой пасхалии. В 1583 г. на большом поместном соборе восточные патриархи, созванные Иеремией, отвергли и предали анафеме не только григорианскую пасхалию, но и сам новый календарь: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема».

Так и получилось, что католическая церковь, начиная с 1583 г. празднует Пасху по григорианскому календарю, а православная – по юлианскому. Некоторые православные церкви отмечают переходящие праздники по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие – согласно тому календарю, по которому живёт данная Церковь (решение принято на Всеправославном совещании в 1948 г. в Москве). Всецело юлианским календарем пользуются греческий Афон, а также Русская, Украинская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Синайская и Польская православные церкви.

Итоги: краткий ответ

Итак, подведем итог. День празднования Пасхи напрямую зависит от сложных математических расчётов. Дата весеннего равноденствия и день следующего за ним полнолуния вычисляются согласно определённой методике, в основу которой положен 19-летний Метонов цикл. Поскольку даты этих явлений в разные года приходятся на разные дни, «двигается» и Пасха.

Католическая церковь определяет день весеннего равноденствия по григорианскому календарю, тогда как православная пользуется календарем юлианским, который отстает от григорианского примерно на 13 дней, поэтому католики и православные празднуют Пасху в разные дни. Разрыв между этими датами может быть различным, но не более 5 недель.

Ещё одно важное условие для православной церкви: христианская Пасха не должна праздноваться в один день с Пасхой иудейской. Если два праздника совпадают, православная Пасха переносится на неделю вперёд. Католики этого правила не придерживаются.

Дата: 09.04.2021.