Чашки с росписью гжель

Чашки с росписью гжель (или, как говорят еще, в стиле гжель) могут быть очень интересны. Существует привлекательная гжельская роспись на чашках с именами. Но стоит рассмотреть еще и другие варианты рисунков на чайных чашках.

Что это такое?

Сложно найти людей, которые не слышали бы про гжельскую роспись вообще. Мало того, узоры и сюжеты такого плана известны практически каждому. Подобное ремесло известно с XIV столетия. Свое название гжель-чашка получила в честь подмосковного села, около которого уже несколько веков назад добывали уникальную глину. Переживать не стоит: специалисты полагают, что местных залежей хватит еще на несколько поколений.

Для рисования в стиле гжель по чайной и кофейной, а также по иной столовой посуде преимущественно применяют синюю и белую краски. Однако на деле основная специфика такого направления совсем в другом. В прошлом существовали (да и сейчас остаются) разноцветные расписные изделия. Главным признаком жанрового направления выступает глазурование поверхности.

Роспись производится вручную, специальными кистями — даже на крупных предприятиях этот процесс не может быть механизирован.

Виды росписи

Наиболее традиционен рисунок в белых и голубых тонах. Особенности такого изображения:

  • применение техники кистевого мазка;

  • обязательное нанесение глазури специального состава;

  • термообработка (в совокупности все три этапа дают сочную картинку).

Есть и другие варианты. И нет, речь не только про именные чашки. Такая разновидность, как белый или костяной фарфор, подразумевает уже нанесение позолоченных изображений. Это смотрится шикарно, но надо заранее продумать, уместен ли будет такой вид.

В некоторых случаях пользуются техникой глухого кобальта. Сначала темно-синяя глазурь обволакивает всю поверхность чашки. Потом сверху наносится тонкий золотистый рисунок. Иногда эту композицию дополняют белой надглазурной краской. Фактически тогда получается инверсия классической цветовой схемы.

Сосуды с именами или без них могут расписываться и иначе — существует еще несколько вариантов технологии. Довольно красиво смотрится мазок с тенью.

Этот прием подразумевает нанесение сразу белой и синей красок. Их количество и соотношение гибко регулируются уже непосредственно на ворсе.

Метод «ситчик» подразумевает применение длинноворсовых кистей. Оперируют только их краешками. Потом уже доходит дело до формирования рисунков.

Техника китайского мазка иная:

  • берут либо одну, либо две краски;

  • оттягивают краситель по ворсу;

  • рисунок формируют без отрыва ворса от основания;

  • насыщенность тона сокращается плавно.

Очень красиво смотрится надглазурная гжель. Суть состоит в рисовании цветными красителями поверх глазурованной массы. Подобная методика, несмотря на простоту, крайне трудоемка. Порой приходится одно изделие обжигать трижды или даже четырежды. В дополнение ко всем перечисленным видам стоит упомянуть еще и «пейзажную» гжель.

Материалы изготовления

Традиционно гжельская посуда изготавливается из фарфора либо фаянса. Фарфоровые изделия особенно хороши и имеют изумительную поверхность. Они лучше переносят переходы от прохладного состояния к нагреву и обратно. А также преимуществами будут:

  • визуальная утонченность;

  • возможность использовать сильнодействующие химикаты для мытья;

  • широкое разнообразие контуров;

  • изумительное декорирование;

  • малое всасывание влаги;

  • срок годности не менее 40-50 лет.

Однако за эти несомненные достоинства придется платить — в самом прямом смысле. Многие люди отдают предпочтение более дешевому фаянсу. Но надо учитывать, что и качественный фаянс может подвергаться растрескиванию под влиянием изменяющейся температуры. А стоит в микроразрывы попасть красящим веществам из напитков, как образуются неустранимые загрязнения. А также фаянс нельзя мыть в горячей воде, да и безупречного качества поверхности у него не бывает.

Для ежедневного применения правильнее всего использовать керамику. Да, она проигрывает фарфоровой и фаянсовой посуде по изяществу и благородству. Однако долговечность и низкая цена, легкость ухода и сравнительная прочность уравновешивают эту проблему.