Антикварные фарфоровые статуэтки

Старинные фарфоровые статуэтки высоко ценятся среди коллекционеров, собирающих антикварные предметы. Спросом пользуются как изделия отечественных мастеров, так и зарубежные – европейские и восточные. Такие статуэтки – это не просто симпатичные предметы интерьера, они несут в себе историю и культурный отпечаток прошлого.

Особенности

Фарфоровые фигурки, как правило, оценивают по определенным критериям.

  • Сохранность. Чем выше возраст изделия, тем больше вероятность появления царапин, сколов и других дефектов. Фарфор – довольно хрупкий материал и требует бережного обращения.

  • Исполнение. Выше прочих ценятся работы с хорошей детализацией, четкой прорисовкой, изящной композицией.

  • Численность. Фарфоровые статуэтки, сделанные мастерами на заказ, либо к определенному событию, в ограниченном количестве, всегда вызывают интерес у коллекционеров. Изделия массового производства ценятся гораздо меньше.

  • Производитель. Спросом пользуется продукция от известных фарфоровых фабрик. Стоимость такого антиквариата с каждым годом только растет.

Статуэтки могут быть одиночными или групповыми, когда композиция состоит из нескольких фигурок людей или животных. В фарфоре увековечивали известных личностей – монархов, политиков, поэтов и писателей. А также широко были представлены сценки из жизни простого народа с фигурками рабочих, колхозников, деревенских жителей. Вымышленные персонажи из литературных произведений, герои мифов тоже нередко удостаивались внимания мастеров.

Не забывали они и о братьях меньших – фарфоровые композиции с животными и птицами весьма популярны.

В зависимости от происхождения можно разделить антикварные изделия на три группы.

  • Восточные. Их родина – Китай или Япония. Они нередко отличаются особым изяществом, а также характерным стилем с полихромной росписью.

  • Европейские. Произведены английскими, немецкими и другими мастерами. Высоко ценятся экземпляры, созданные на заказ для королевских особ.

  • Русские. Особую популярность фарфор обрел в XVIII веке, именно тогда началось массовое производство, появились известные фабрики, за изделиями которых сегодня охотятся коллекционеры.

Многие ценители антиквариата в нашей стране начинают именно с отечественных фигурок. Даже в советское время фарфор был весьма популярен, считался признаком хорошего вкуса. Нередко люди случайно находят статуэтки на антресолях или дома у бабушки, и это может стать началом коллекции. Однако высокую ценность имеют не все изделия, а фигурки определенных заводов.

Старинный советский фарфор

Наиболее известны в России изделия Кузнецовского завода. Его основатель вместе со своими потомками постепенно создал настоящую фарфоровую империю. В состав товарищества вошли Конаковский завод, Рижская фабрика, завод Гарднера и другие мануфактуры. Даже после революции производство продолжалось, хотя концепция и дизайн заметно изменились, а большинство рабочих мощностей были национализированы.

Ассортимент продукции создавался с учетом вкусов потребителей:

  • для простого народа, ремесленников и крестьян выпускались изделия с незатейливыми узорами, цветочной росписью;

  • для купцов – декор с обилием золота, яркие блестящие поверхности;

  • для знати – изысканные формы, роспись, созданная европейскими мастерами.

С учетом этого сложно выделить какой-то единый стиль, однако можно сказать, что фигурки отличались превосходным техническим исполнением, вне зависимости от дизайна. А также изменения происходили под влиянием моды. С возросшей популярностью модерна мастера стали использовать элементы этого стиля, изображая русалок и наяд.

Влияние революции весьма заметно отразилось на дизайне продукции. Изделия, выпущенные в 20-х годах ХХ века, уже не имеют вычурного декора, стиль стал более спокойным и сдержанным. А также изображаемые сценки и композиции нередко носили пропагандистский характер.

Еще один популярный завод – Константиновский. Он начал свою деятельность в 1960 году на территории Украины. Там производились фаянс, фарфор, майолика и стеклянные изделия.

Некоторые из статуэток времен прошлого века считаются особенно ценными из-за своей редкости.

  • «Золушка». Серия выпущена Ленинградским заводом, композиции изображают персонажей известной сказки.

  • «Белый медведь». Это чернильница, производилась Конаковским заводом в 30-е годы прошлого века.

  • «Анна Ахматова». Статуэтки, изображающие поэтессу, были выпущены малым тиражом, поэтому они высоко ценятся.

  • «Доярка». Фигурка в виде женщины с бидоном тоже довольно редкая.

  • «Девушка с платком». Выпущена Дмитровским заводом.

Фарфор был популярен не только в России, но и во всем мире. Признанные мастера в разных странах не обошли вниманием этот материал и создали множество интересных статуэток.

Антикварные модели мира

История фарфора начинается с китайской керамики. Подобные изделия появились в этой стране еще в глубокой древности и оттуда распространились по миру, в том числе и попали в Европу. Самыми ценными и дорогими считаются предметы, которые относятся к определенным эпохам:

  • династии Тан;

  • династии Сун;

  • династии Мин;

  • династии Цин.

Именно в эти периоды были изобретены особые техники, новые способы обжига или росписи. В последующие века мастера лишь повторяли популярные формы и декор.

Родоначальником европейского фарфора принято считать мейсенский. Завод был основан в Германии. Многие изделия выпускались небольшими тиражами, поскольку предназначались для королевской семьи и знатных особ. Ранние коллекции выполнены в стиле рококо, но позже статуэтки приобрели более сдержанный вид в духе классицизма.

Кружевной фарфор также зародился в Германии. Эти изделия выглядят легкими и невесомыми благодаря особой технике. На них специализировались три фабрики: Мейсен, Фолькштедт и Унтервайсбах.

Вслед за немецким фарфором вскоре появился итальянский. Здесь не обошлось без курьезов. Фабрику открыл немец, укравший фарфоровую массу с завода Мейсен, чтобы начать свое производство. Среди итальянских мануфактур особенно выделяются следующие:

  • керамическое общество Ричард-Джинори;

  • королевская фабрика Каподимонте.

Особенно интересны изделия в виде раковин и кораллов, с причудливыми завитками. А также мастера изображали персонажей итальянской комедии и мифологические сюжеты.

Говоря о редкостях, нельзя не отметить фарфор Chantilly родом из Франции. Он отличается изящной росписью и характерными орнаментами в виде веточек. Особенно ценятся изделия из молочно-белой оловянной глазури – у этого материала самое высокое качество.

Заслуживает внимания и фарфор из Чехии. Хотя технологии, используемые в этой стране, мало чем отличались от других европейских, изделия были гораздо доступнее, чем и привлекали покупателей. Среди чешских мануфактур известны такие, как Рудольф Кэмпф, Эльбоген, Шлаггенвальд, Тюрн-Теплиц, Тифенбах.

Старинные фарфоровые изделия время от времени попадаются на барахолках и блошиных рынках в странах Европы. Удачливый коллекционер может найти там настоящее сокровище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *