Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Как определить готовность ребенка к школе? На что следует обратить внимание родителям дошколят? Читайте подробнее в нашей статье.

Готовность ребенка к школе в возрасте 6-7 лет не всегда могут определить даже самые внимательные родители. Для успешной адаптации и учебной деятельности недостаточно знания букв, цифр, цветов и пр. Общая картина «школьной зрелости» — понятие многогранное и включает различные виды подготовки.

Диагностикой развития ребенка занимается детский психолог, который должен оценить основные аспекты готовности к началу школьного периода. К таким разделам относят:

  • Психологический – общее формирование готовности к изменению круга занятий и обязанностей, как в семье, так и детском коллективе.
  • Эмоциональный – снижение импульсивных реакций, способность к выполнению определенных задач, не всегда вызывающих интерес.
  • Интеллектуальный – развитие восприятия, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, способность воспроизведения, развитие координации движений и мелкой моторики.
  • Социальный – потребность в общении со сверстниками, умение следовать нормам поведения в детских группах, восприятие взрослого человека, как учителя.

На основании выделенных направлений развития создаются специальные тестовые задания для определения степени готовности детей к школе.

Консультация детского психолога

Диагностика психологической и эмоциональной готовности

Проверка предполагает оценку способности ребенка к изменению ежедневного распорядка и требований:

  • Соблюдение режима дня.
  • Мотивация к обучению – ребенок должен понимать, что ходить в школу нужно для получения знаний.
  • Навыки самостоятельной и групповой работы.
  • Способность к восприятию процесса обучения, в том числе критики, и поиску способов для исправления ошибок.
  • Готовность к выполнению поставленных задач, требующих определенных затрат времени и сил.

Обычно тестирование проводится в форме беседы с ребенком, в ходе которой на основе его ответов определяется психологический настрой ребенка, сформированный в процессе дошкольного обучения и семейного воспитания.

Беседа может состоять из следующих (или подобных) вопросов:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • У тебя есть брат или сестра?
  • Назови имена мамы и папы.
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Назови домашних и диких животных.
  • В какое время года опадают листья с деревьев?
  • Какими столовыми приборами ты пользуешься?
  • Для чего дети ходят в школу?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Психологическая подготовка ребенка к школе

Диагностика умственной, интеллектуальной готовности

Интеллектуальная готовность к начальной школе основана на формировании мыслительных процессов – развития способности к обобщению, сравнению, классификации объектов, выделении их общих признаков.

Ребенок должен обладать определенными знаниями об окружающем мире, а также развитой речью и стремлением к познавательной деятельности.

Одним из основных критериев развития интеллектуальной сферы считается тестирование памяти – психического процесса, напрямую связанного с мыслительной деятельностью.

  • Для оценки уровня механического запоминания предлагается бессистемный набор слов, например: соль, мяч, небо, слон, река, брат, шум. После прослушивания ребенок должен повторить те слова, которые он смог запомнить. Нормальным показателем для детей 6-7 лет считается запоминание 5 слов из 10 после первого прочтения, 9-10 слов после 3-4 прочтений.
  • Для проверки ассоциативной памяти по методике А. Р. Лурии ребенку предлагают запомнить слова и словосочетания с помощью изображений, которые он делает самостоятельно. Таким образом рисунок становится средством для воспроизведения заданных слов. Например, ребенок получает 10-12 слов и словосочетаний – автомобиль, темный лес, солнечный день, кошка, шумная игра, веселый человек, мороз, сильный ветер, и делает простые рисунки к каждому из слов. Через 1-1,5 часа ребенку снова показывают его рисунки, по которым он должен назвать слова и словосочетания.
  • Чтобы оценить зрительную память, ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 простых изображения, а затем на пустом листе воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате определяется количество правильно изображенных линий. Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти ребенка.

Проверка памяти при определении уровня интеллектуального развития

Не менее важной составляющей интеллектуального развития является образное и логического мышление, развитие речи и словарный запас дошкольника.

  • Определение словесно-логического мышления проводится следующим образом. Ребенку показывают сложное изображение и просят рассказать, что он видит. Эта методика дает представление о том, насколько верно понимается смысл картины, способен ли ребенок выделить главное, заметить детали. Кроме того, в процессе рассказа определяется развитие речи и словарного запаса дошкольника.
  • Более сложным вариантом является метод выявления последовательности событий. Ребенку предлагают рассмотреть несколько сюжетных картинок (от 4 до 6), логически выстроить их и рассказать, как развивались события. Такой тест позволяет дополнительно оценить понимание дошкольником причинно-следственных связей между объектами.
  • Мыслительная деятельность также оценивается по способности к классификации. Ребенок должен составить группы из предложенных ему карточек с изображениями. При этом группы могут формироваться по различным признакам: цвету, размеру, назначению предметов, ситуативным признакам.
  • Методика нахождения противоположностей заключается в проверке общих знаний ребенка и его словарного запаса. Ребенку предлагается простое или более сложное слово, к которому он должен как можно быстрее подобрать противоположное, например, холодный – горячий, день – ночь, близко – далеко, яркий – тусклый, любовь — ненависть и т.д.
  • Если ребенок поступает в учебное заведение с усложненной программой, могут применяться методики для оценки сложных мыслительных процессов. Метод Б. В. Зейгарник основан на интерпретации пословиц. Ребенку предлагают прослушать пословицу, а затем два варианта объяснения, один из которых соответствует смыслу пословицы, а второй – нет. Например, для пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» используются: «Чтобы выполнить какое-то дело, нужно потрудиться» и «Летом можно ловить рыбу в пруду». Ребенок должен выбрать одну из фраз и объяснить, почему она подходит к пословице. Сам выбор и ход мыслей ребенка ярко демонстрируют, на какие признаки он обращает внимание при анализе ситуации.

Оценка развития речи и словарного запаса

Диагностика социальной готовности

Социальная адаптация является одной из самых больших сложностей при попадании ребенка в новый коллектив.

Готовность ребенка к школе в социальном плане предполагает его потребность в общении со сверстниками, понимание новой роли ученика в школьной среде, уважительное отношение к взрослым – учителям, вспомогательному персоналу.

Ребенок должен обладать следующими навыками:

  • Общение с детьми и взрослыми, отличающимися по характеру и поведению от привычного круга общения.
  • Умение работать в коллективе.
  • Понимание необходимости слушаться и уважать старших.
  • Умение отстаивать собственное мнение при общении с ровесниками.
  • Способность находить решение в спорной ситуации.

Родителям необходимо понимать, что социальные навыки ребенка невозможно развить в один момент. Обучение общению с детьми и взрослыми необходимо начинать с самого раннего возраста, постоянно объясняя ребенку, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях.

Проверка развития социальных навыков

На что родителям необходимо обратить внимание: советы

Чтобы не травмировать психику ребенка и избежать трудностей с обучением в начальной школе, родители должны трезво оценивать общий уровень развития и подготовки дошкольника.

Ребенок не готов к школе, если специалист указывает на следующие психо-эмоциональные проблемы:

  • Вербализм – при высоком уровне развития речи, большом словарном запасе и прекрасной памяти ребенок не способен к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Такие дети не могут следовать процессу обучения, не умеют работать по образцу, не способны выполнить задание по требованию учителя.
  • Тревожность – ребенок проявляет постоянный страх сделать ошибку, которая приведет к недовольству взрослых. Прогрессирующая тревожность может перерасти в комплекс «неудачника», снизить самооценку и стремление к самореализации.
  • Демонстративность – ребенок проявляет повышенное стремление к всеобщему вниманию и признанию, старается всеми способами оказаться в центре событий. Обычно это является результатом отсутствия похвалы и поощрения со стороны родителей и других взрослых.

При наличии таких проблем большой ошибкой будет считать, что ребенок «перерастет» и справится сам. Необходимо признать, что вам необходима квалифицированная помощь.

Лучшим решением станет комплекс мер, включающий работу с детским психологом, коррекцию ситуации и поведения в семье.

Видео: Психологическая готовность ребенка к школе. Воспитание детей. Мамина школа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *