Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Школьные годы… ужасные. Да-да, именно так, поскольку не все взрослые вспоминают школу добрым словом, а соседей по парте с ностальгической улыбкой. И проблема не в отсутствии учебников или скучных лекциях, а в жестокости одноклассников. Буллинг в школе – явление распространённое и, увы, тяжело поддающееся искоренению. Но это не значит, что о нём не нужно говорить, а ребёнка, подвергшегося травле, не нужно спасать.

Буллинг в школе

Буллинг, или более привычное для нас понятие «травля», возникло не сегодня. Детская агрессивность и жестокость по отношению к сверстникам были описаны в литературе и кинематографе. Достаточно только вспомнить популярный советский фильм «Чучело». Сейчас о буллинге стали говорить чаще и откровеннее, но проблема всё равно стоит остро.

Каковы причины и признаки школьной травли? Что делать, если ребёнка обижают в школе? Как предупредить буллинг или снизить его последствия? Обо всём этом и многом другом мы расскажем в сегодняшней статье?

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Виды буллинга

Школьный буллинг – явление разностороннее, поскольку издевательства над жертвой бывают самыми разными. Рассмотрим основные формы подобного поведения.

  • Физическое насилие. Буллер воздействует на свою жертву в физическом планет – это пинки, толчки, дёргание за волосы. В особо тяжёлых случаях – побои. Такие издевательства легче всего пресечь, потому что и родители, и учителя сразу замечают их последствия.
  • Психологическое насилие. Менее очевидная, хотя и более распространённая форма буллинга. Агрессия здесь выражается в унизительных комментариях, насмешках, угрозах. Эмоциональные «насильники» дают жертве обидную кличку, стигматизируют его: «жиробас», «бомж» и пр.
  • Экономическое насилие. Тут всё просто. У школьника постоянно вымогают карманные деньги, могут просто отбирать ценные вещи: смартфоны, одежду, другие предметы. Иногда буллеры специально портят одежду (рвут, выбрасывают, пачкают в краске и пр.), рюкзаки, тетрадки и т.д.
  • Кибербуллинг. Несколько лет назад возник и получил распространение особый вид школьной травли – кибербуллин. Он подразумевает давление на жертву с помощью средств коммуникации. Агрессоры распространяют порочащую информацию в соцсетях, угрожают в мессенджерах и по электронной почте, снимают и распространяют видеоролики с издевательствами.

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Чем опасна травля в школе

Чем опасна травля в школе

Слово «травля» недаром родственно глаголу «отравлять». Ведь итоги подобного явления могут быть самыми серьёзными. И при этом, как ни странно, негативный опыт приобретают все участники издевательств: буллер, жертва и свидетели. Агрессивный ребёнок превращается в деструктивную личность, свидетели живут с чувством вины. Но больше всего страдает и наиболее тяжёлые травмы получает именно объект травли.

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Причины буллинга

Причины буллинга

Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым. Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

Как понять, что ребенка обижают

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Ребенка обижают в школе: что делать

Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.

Психологи убеждены, что решать ситуацию в плоскости «жертва – буллер» бесполезно, поскольку так или иначе в этом процессе задействован весь класс. Поэтому главная задача педагога и школьного психолога – создать нормальную атмосферу в коллективе. Но всё это возможно, если учителя и дирекция идёт навстречу просьбам родителей.

Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.

Борьба с психологическими (другими) издевательствами

Действуйте следующим образом.

  1. Обратитесь в дирекцию школы. Обязательно приложите к обращению письменное заявление. Перечислите все факты, свидетельствующие о буллинге, последствия подобных издевательств. Согласно законодательству, директор должен отреагировать на заявление в течение месяца.
  2. Выдвигайте свои предложения. Возможно, у вас есть мнение, как можно решить проблему. Выдвигайте его, обсуждайте с психологами, педагогами. Привлекайте людей со стороны – возможно, это будет специалист из частного учреждения.
  3. Обращайтесь в вышестоящие инстанции. Если школьная администрация не реагирует, напишите заявление в Гороно или Районо, Рособрнадзор, омбудсмену по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники должны реагировать на подобные обращения в течение месяца.
  4. Вспомните об общественности. Если и это не помогает, то бейте во все колокола. Пишите посты в социальных сетях, обращайтесь за помощью к популярным информационным сайтам, газетам и каналам. Как вариант – обратитесь в организации, занимающиеся подобной проблемой.

Борьба с физическими издевательствами

Это очень опасно. Нужно сделать следующее.

  1. Не пускайте ребёнка в школу, если он пришёл оттуда с серьёзными травмами.
  2. Обязательно обратитесь за медосвидетельствованием. Доктор снимет побои, даст справку. Это доказательства! В их качестве также могут выступить сообщения с угрозами, видеоролики с побоями.
  3. Обратитесь в полицию и прокуратуру.
  4. Напишите заявление на имя чиновника, отвечающего за образование в вашем городе или регионе.
  5. Обратитесь к общественности. Это могут быть некоммерческие организации, пресса, депутаты, омбудсмен.

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

Буллинг в школе

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Переводить ли ребёнка в другую школу

Принято считать, что не стоит переводить пострадавшего от буллинга подростка в другое учебное заведение. Мол, если уж он здесь выступает в роли жертвы, то и на новом месте его ждёт то же самое. Это неверная точка зрения. Мы говорили выше, что объектом травли может стать абсолютно любой ребёнок, а ситуацию ухудшает невмешательство педагога.

Если же у ребёнка будет возможность выбора коллектива, учителя или школы, то подобный переход потенциально способен переломить ход истории. Тем более нужно менять учебное заведение, если педагоги закрывают глаза на проблему, а то и винят в сложившейся ситуации самого подростка.

Заключение

Буллинг в школе – это то явление, которое всегда присутствовало и, к сожалению и с большой долей вероятности, будет присутствовать и дальше в социальной жизни. Задача родителей – поддержать своего ребёнка, сделать всё возможное, чтобы изменить ситуацию. Если же ничего не помогает, сделайте выбор в пользу другой школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *