Все об акварельном скетчинге

Акварельный скетчинг является довольно распространённой техникой рисования. Что для него необходимо, какие жанры и техники имеет данный вид живописи, расскажем в этой статье.

Что необходимо?

Акварельные скетчи можно выполнять и обыкновенными красками, и цветными карандашами. Допускается также задействовать при этом разные спиртовые маркеры, фломастеры и другие атрибуты для творчества. Вообще, в базовом наборе рекомендуется иметь сам скетчбук для рисования или плотные листы бумаги для акварели, акварельные кастрюли, грифельные карандаши, кисточки разного размера, ластики, среднюю по размеру ёмкость для воды, а также полотенца или одноразовые сухие салфетки, а иногда и референсы, которые необходимы для того, чтобы художник мог на что-то ориентироваться при рисовании.

Особое внимание стоит уделить выбору скетчбука. В нынешнее время на рынке представлено множество вариантов, которые отличаются друг от друга форматом, переплётом, расцветкой и текстурой бумажных листков. Все эти факторы одинаково важны. Выбирать стоит исходя не только из своих предпочтений, но и из особенностей материала, который используется для рисования.

Так, если вы планируете рисовать скетчи акварелью, то лучше всего отдавать предпочтение скетчбукам с плотной бумагой, которая подойдёт для создания быстрых набросков и небольших акварельных изображений. Гладкая бумага, напротив, уместнее будет в том случае, если вы привыкли работать с карандашом и тушью. Наличие или отсутствие пружины в скетчбуке тоже важно. Так, если она есть, то листы не будут выгибаться при открытии, что сделает процесс рисования более удобным.

Жанры акварельного скетчинга

Существует множество жанров акварельного скетчинга. Каждый из них имеет свои собственные особенности, а вот сказать, какой из них будет более простым, а какой, напротив, сложнее, довольно сложно. Так, десертный жанр, или же food sketching, подразумевает рисование разных блюд, будь то пирожные, авокадо, фрукты, кофе или что-то ещё. Обычно это типовые рисунки, которые необходимы для того, чтобы была возможность создать план планируемого меню или сделать заготовки для сцен фотоснимков.

Travel sketching – это жанр путешествий. Он включает в себя наброски городов, улиц. Как правило, архитектуре домов и зданий в таких рисунках не уделяется слишком много внимания, зато на изображениях чётко просматриваются схемы проездов, машины, силуэты прохожих.

Ботанический жанр тоже пестрит идеями для скетчинга. Он подразумевает рисование пейзажа на заранее размеченном листке, для чего зачастую задействуется разметка перспективы от отдалённого предмета до близкого, что находится на главном плане. Таким образом процесс рисования отдалённых и близких предметов несколько облегчается. В данном жанре можно рисовать самые разные пейзажи: и природу весной, и зимние деревья.

А вот предметный жанр часто используется для создания постеров, плакатов и баннеров. Как правило, листок визуально размечается на несколько частей, в которых и изображаются конкретные элементы, каждый из них является самостоятельным объектом на рисунке.

Fashion sketching подразумевает быстрое и схематичное рисование элементов одежды. Ранее такие наброски часто делали дизайнеры одежды и швеи, чтобы утвердить эскиз и представить вещь более наглядно.

Промышленный скетчинг представляет собой изображения, в которых отражается основная суть объекта, то есть должно получиться что-то вроде превью. Человек рисует эскиз будущего предмета и дальше просто вносит определённые правки, если это нужно.

Интерьерный жанр, как понятно из названия, посвящается созданию набросков интерьера комнат или помещений для организаций. Такие рисунки помогают наглядно представить будущую обстановку, прикинуть дизайн.

Флористические скетчинги, как правило, предназначаются для изображения планируемого дизайна ландшафта и не только. Данная жанровая направленность является наиболее подходящей для создания заготовок при разработке украшений для праздников. В альбоме рисуются все предметы и украшения, будь то цветы или что-то ещё. Причём на листке они располагаются в таком положении, в каком будут находиться впоследствии в реальной жизни.

Обзор приёмов

Есть разные приёмы для скетчинга, которые позволяют делать и простые, и сложные рисунки. Для простых набросков, как правило, хватает использования линий, точек, фигур из геометрии или штришков. А вот для того, чтобы усложнить композицию, можно применять более «крутые приёмы». Например, наличие перспективы, причём не только в рисовании зданий и интерьера, но и при изображении эскизов одежды, куда можно добавить модель в движении, что значительно усложнит работу.

Наличие освещения и теней – это ещё один приём, который позволит сделать более сложное изображение. Без использования светотени изображение больше будет походить на работу ребёнка. А ее использование позволит сделать объект более объёмным и натуралистичным. Штриховка – тоже важный приём, который усложняет скетч. Обычно мелкие штришки помогают указать на угловые части интерьера, а широкие обращают внимание на несущие балки или объёмные предметы, которым свойственна выпуклость.

Основные техники

Лессировка

Эта техника также часто называется глизаль или глейз, что означает многослойную живопись. Она необходима для того, чтобы рисунок имел более глубокие переливы. Данная техника подразумевает поэтапное нанесение оттенков друг на друга, что позволяет получить более насыщенный цвет. Есть несколько разновидностей данной техники. Одна из них – «мокрым по мокрому». Суть данной техники проста: оттенок наносится на базовый цвет, что ещё не просох. Это позволяет получить новый цвет, что происходит за счёт полупрозрачности верхнего слоя краски.

Ещё одна техника – это «мокрым по сухому». Она не такая лёгкая, как предыдущая. В данной технике два слоя акварели пошагово накладывают друг на друга, что создаёт ощущение смешения двух цветов. На самом же деле пигменты цветов просто отчасти перекрывают друг друга, не смешиваясь в однородную массу. И третья техника – это «сухим по сухому». Она подразумевает нанесение сухими кистями мазков так, чтобы основной цвет перекрывался новым. Часто данную технику нанесения цвета используют в промышленном дизайне.

Говоря о технике лессировки в целом, стоит сказать и о том, что она применяется не везде, ведь данный способ помогает проявить яркость оттенков, что позволяет им выступить вперёд. Из-за этого появляется глянец, избавиться от которого, заменив его матовой глубиной, будет непросто. Так, к примеру, данная техника совершенно не подходит при изображении небосвода.

Английская акварель

Смысл данной техники заключается в том, что цвет наносится на бумажный лист, который необходимо заранее смочить в воде. То, насколько бумажная основа рисунка должна быть влажной, зависит от того, что задумал изобразить творец. Как правило, во многих случаях достаточно такого уровня влажности, при котором вода на листке не блестит при хорошем освещении. Опытные мастера могут контролировать влажность бумаги с помощью руки.

В целом у данной техники есть и достоинства, и недостатки. Если говорить о положительной её стороне, то здесь можно выделить тот факт, что при рисовании получаются лёгкие и мягкие оттенки, которые почти прозрачны. Переходы же между ними мягкие, что придаёт работе особую нежность. Довольно часто данная техника используется при изображении пейзажей.

Однако есть и минусы. Они заключаются в сложности работы с помощью данной техники, ведь акварельной краске свойственна текучесть, что может испортить задумку художника. При этом корректировать только конкретный фрагмент, скорее всего, не получится – придётся вносить изменения и в остальные части рисунка. Вы, конечно, можете попытаться предугадать «поведение» акварели, однако сделать это наверняка не сможет даже самый опытный мастер.

Резерваж

Ещё одна интересная техника. Вообще, под словом «резерваж» понимается та часть листка, которая является самой светлой или же вообще не была заполнена цветом. То есть при работе в данной технике художник должен оставлять конкретные белые места, обходить их, чтобы полноценно реализовать свою задумку. Особенно данная техника подходит при написании новогодних пейзажей, ведь зимой в природе, как правило, очень много белого.

Часто, применяя данную технику, художники используют дополнительные материалы, чтобы случайно не закрасить нужный им белый фрагмент. Часто для этого задействуются скотч, парафин, восковые карандаши. Иногда с необходимых мест краска попросту выскребается с помощью бритвенного лезвия. А в некоторых случаях такие места высветляются с помощью отжатой кисти или сухой салфеткой – ими проходятся по слою, что ещё не успел просохнуть полностью.

Работа по влажному листу с доработкой по сухому

Данная техника включает в себя два вышеупомянутых метода: «по мокрому» и «по сухому». Суть её заключается в том, что при высокой степени влажности кисти выбирается «сухая» направленность, а при высокой степени увлажнения бумаги – «мокрая». То есть получается, что при работе задействуются сразу две техники рисования. Всё это позволяет получить расплывчатые и более мягкие контуры, цвет которых смешивается с более контрастными оттенками, из-за чего происходит диффузия: бумага расширяется в тех частях, где она излишне влажная, и туда проникает цвет.

A La Prima

Данная техника основывается на быстром темпе работы, она лучше всего подходит именно для скетчинга. Подразумевает оперативное нанесение одного слоя цвета на сырой листок бумаги. В такой технике особенно часто изображают море с кораблями, однако и другие рисунки в ней также могут выполняться. Используя данную методику, вы сможете добиться того, чтобы на листке образовались красивые эффекты разводов и смешения разных оттенков. Подобный способ работы позволяет создать быстрый рисунок, в котором нет необходимости прорисовывать отдельные элементы.

По сухому итальянской школы

Данная техника подразумевает нанесение краски в один или два слоя, после чего работа отправляется на сушку. Нанося цвет в один слой, необходимо совершать точные мазки, задействуя при этом большое количество краски. Если при этом получается не самая лучшая цветопередача, то допускается улучшить её с помощью добавления оттенка на ещё не подсохший слой. При использовании двух слоёв задействуется, как правило, два оттенка. Их наносят до тех пор, пока цвет первого слоя не высохнет. Двухслойная техника позволяет достичь более красочных и ярких акцентов, которые перекрывают первый слой.

Как правило, в данной технике используются только яркие оттенки, что делается во избежание загрязнений. А вот для написания природных картин, где часто встречается тёмный задний фон, такая методика не подходит.

Отмывка

Эта методика может помочь оперативно создать сразу несколько слоёв одного тона. Суть заключается в следующем: творец смешивает краску с водой в соотношении 1 к 6 или 1 к 8, таким образом получая почти прозрачную жидкость с цветом. Ее часто используют для создания полупрозрачного фона или же наносят в несколько слоёв для получения легкого оттенка одного цвета. Нередко подобную технику используют архитектурные дизайнеры, ведь им часто необходим прозрачный фон рисунка, который не будет перетягивать на себя всё внимание.

Использование разных материалов

В акварельном скетчинге могут использоваться и разные материалы. Например, соль, кристаллы которой наносят на непросохший слой краски. Впоследствии они впитывают в себя все излишки воды, из-за чего создаётся красивый и неповторимый развод. Его можно интересно обыграть. Например, этот развод может стать лёгкой дымкой на небе или мягким облачком. Некоторые при рисовании используют мятую бумагу. Акварельные краски на такой бумаге ведут себя весьма нестандартно. Благодаря своей текучести они скапливаются в тех местах, где бумага была согнута, что позволяет создать больший объём. Однако при использовании такой техники необходимо точно решить, что будет изображено на картинке и какая техника перегиба листка будет задействована.

Не менее часто художники используют при рисовании пищевую плёнку. Обычно её прикладывают к уже завершённой картине, не дожидаясь полного высыхания красок. Через время плёнка снимается – к этому моменту должна высохнуть и акварель. После снятия плёнки вы сможете обнаружить образование такого эффекта, который достигается при помощи лессировки, то есть эффект наложения слоёв.

Советы начинающим

Не бойтесь использовать в работе новые техники, ведь эксперименты, особенно если дело касается творчества, – это не плохо. Напротив, вы сможете попробовать новые методики, открыть для себя что-то необычное и, возможно, даже улучшить свои навыки. Не стоит биться за идеальность рисунка, особенно если вы начинаете работать с нуля. Перфекционизм здесь будет явно лишним, ведь нарисовать что-то без изъянов сразу будет сложно, если не невозможно. Поначалу что-то может не получаться или выходить не таким, каким вы ожидаете. Однако самое главное на этом этапе – не забросить работу, а продолжать пытаться. Только в таком случае вы сможете набраться опыта и набить руку, ведь на ошибках учатся.

Стоит сказать и о материалах, необходимых для скетчинга. Если вы новичок в этом деле, то не стоит сразу гнаться за дорогими материалами – возможно, вы решите бросить это занятие, из-за чего деньги будут потрачены впустую. На первых порах можно запастись самыми базовыми материалами: альбомом или скетчбуком, карандашами, ластиком и краской для акварельного скетчинга. Этого будет достаточно. В дальнейшем, если вы решите развиваться в данном направлении, можно будет купить большее количество материалов лучшего качества.

Красивые примеры

Есть множество примеров акварельного скетчинга. Вот, например, портреты животных. Среди них есть и сова, и кошка, и лисица.

А вот и изображения, выполненные в десертном жанре. Стоит заметить, что выглядят они весьма аппетитно.

Пейзажи, выполненные акварелью, тоже смотрятся весьма эффектно и красиво.

Пошаговый мастер-класс по акварельному скетчингу для начинающих смотрите в следующем видео.

https://www.youtube.com/watch?v=JWtnDQNeL0A