Все о выжигании на фанере

Выжигание по дереву является отдельной категорией прикладного искусства, посредством которого можно создавать настоящие оригинальные шедевры. Это могут быть различные пейзажи, изображения животных и даже портреты. Монохромность красок ничуть не уменьшает красоту изделий. В этой статье мы разберемся во всех тонкостях выжигания на фанере.

Виды и толщина фанеры для выжигания

Важно тщательно подбирать подходящую фанеру для последующего выжигания. Необходимо выяснить тип древесины, из которой она изготовлена. В большинстве случаев в роли материала-исходника используется всего 2 распространенных типа древесины – хвойная и лиственная. Как правило, лиственные аналоги производятся из березы, а хвойные – из лиственницы или ели.

Из ценных древесных пород фанера тоже изготавливается, но в крайне редких случаях. Чаще всего для подобных манипуляций используется добротное красное дерево, венге или дуб. Такие продукты обходятся в разы дороже, а найти их в продаже бывает очень трудно.

Для процесса выжигания зачастую задействуют фанерные листы, которые сделаны из твердолиственных древесных пород. Это обусловлено тем, что структура подобных материалов идеально подходит для рассматриваемых творческих манипуляций. Хвойная фанера в настоящее время распространена широко, но, несмотря на это, в роли материала – основы для выжигания ее использовать не рекомендуется. Это обусловлено тем, что в таких бюджетных продуктах содержится много натуральных смол, которые под действием повышенных температур начинают проявляться на поверхности заготовки.

Фанера, сделанная из березы, указанными выше минусами не характеризуется. Подобный материал подойдет для использования в качестве хорошей заготовки. Однако надо учитывать то, что древесина березы отличается высокими прочностными характеристиками, что может усложнить процесс выжигания.

Идеальным решением являются фанерные листы, изготовленные из липовой древесины, характеризующейся мягкостью и податливостью. Работать с ней просто и удобно.

Выбирая подходящую фанеру, следует учитывать ее сорт.

  • Сорт E. Таким образом обозначается элитный тип листового материала, на поверхности которого практически нет естественных или полученных искусственно дефектов. Разрешенными являются только самые незначительные изменения в древесной структуре, не влияющие на общие характеристики материала. Сорт E идеально подойдет для выжигания.

  • Сорт 1. На подобных листах допустимо небольшое число трещинок и деформированных зон, но их длина не должна достигать более 20 мм. Преимущественно рассмотренные заготовки являются целыми и неповрежденными.

Подбирая фанеру для выжигания, также следует обращать внимание на параметры ее толщины. Если хочется сделать красивый и аккуратный портрет, рекомендуется задействовать листовой материал с толщиной 6 мм. Такие основания являются более подходящими, нежели листы 4 мм. Это обусловлено тем, что более тонкая фанера в процессе распиловки быстро подвергается деформации. При этом листы с толщиной в 6 мм являются более легковесными, нежели 10-миллиметровые варианты.

Что потребуется для работы?

Главным оборудованием в рассматриваемых творческих работах окажется специальный выжигательный прибор. В былые времена люди использовали небольшую пластиковую коробочку, во внутренней части которой находился паяльник с наконечником, напоминающим скрепку. Сегодня же выпускаются более серьезные и современные варианты таких приборов. Конечно, разрешается пользоваться и аппаратурой старого типа, но все же удобнее задействовать выжигатель с жестким пером.

Такого устройства хватит на долгое время, поскольку оно характеризуется более высоким уровнем прочности, часто комплектуется множеством дополнительных насадок.

Все современные аппараты для выжигания на деревянных листах разделяются на:

  • устройства с проволочным пером;

  • приборы с жестким пером.

Принцип работы указанных приборов является одинаковым. Они могут комплектоваться различными видами наконечников:

  • игловыми;

  • клиновидными;

  • коническими.

Люди, которые профессионально занимаются выжиганием на дереве, зачастую имеют в своем арсенале специальные печати, легко оставляющие разнообразные узоры на заготовках. Подобные предметы заметно облегчают работу мастера.

Исходя из выбранного способа выжигания будут подбираться различные устройства и рабочие компоненты. Многие мастера предпочитают пользоваться специальным пиропринтером с нихромом или лазером. Посредством лазерной технологии удается создавать по-настоящему замысловатые и четко выделенные узорные композиции.

Нередко станки, подходящие для подобных творческих процедур, не требуют от мастера обладания художественных навыков, считывая нужное изображение с USB-носителя.

Если не хочется подготавливать все требуемые компоненты по отдельности, можно сразу купить укомплектованный набор для выжигания. Обычно подобные комплекты состоят из:

  • древесных заготовок;

  • эскизов с узорами и изображениями;

  • специальных аппаратов для пирографии;

  • листов наждачки;

  • копировальной бумаги;

  • воска;

  • палитры красок;

  • ластика и карандаша;

  • нескольких кисточек;

  • ветоши.

Подготовка

Рассмотрим, какие подготовительные процедуры будут необходимо перед выжиганием изображениях на древесных листах.

  • Сперва нужно произвести раскрой заготовок. Формат и размеры листов подбираются индивидуально. Часто мастера решают задействовать фанерные листы А3 или А4.

  • Перед выжиганием фанеру обязательно нужно правильно обработать. Ее следует тщательно отшлифовать. Особенно это касается случаев, когда используется материал не первого сорта. Посредством шлифовки можно избавиться от микроскопических трещин и торчащих ворсинок. Проводить подобные манипуляции следует круговыми движениями, чтобы не испортить фанеру. Обрабатывать основу можно специальными шлифовальными машинками.

  • После шлифовки материал аккуратно протирают влажной тряпочкой. Далее фанера обязательно должна высохнуть.

  • Если в этом есть необходимость, понадобится провести отбеливание листового материала. Чтобы отбелить фанеру, разные люди задействуют разные средства. Чаще всего мастера выбирают для осветления основания самую обыкновенную соду.

Что можно выжечь?

Фанера является прекрасной основой для нанесения разных изображений и узорных переплетений. На подобных заготовках могут быть реализованы как самые легкие, так и очень сложные идеи. К примеру, многие начинающие мастера выжигают на фанерных основаниях различные цветы и цветочные композиции.

На фанере очень красиво и эффектно смотрятся животные, изображенные посредством выжигания. Интересно и привлекательно выглядят картины, на которых изображена природа, детализированные пейзажи. На фанерном листе также можно выжечь простой или сложный орнамент.

Выбор подходящего рисунка во многом зависит от навыков мастера, а также от оборудования, которое он использует для выжигания.

Как перенести рисунок?

Перед стартом процедуры выжигания необходимо правильно перенести выбранный эскиз на фанерную основу. В основном изначально рисунок находится на бумаге. Прежде чем приступить к формированию аккуратного контура, его потребуется продублировать на заготовке.

Проще всего сделать это, используя обычную копировальную бумагу.

  • Прежде чем переносить изображение, верхней части листовой основы потребуется легкая обработка – следует удалить всю пыль и древесные крупицы.

  • Основание следует обезжирить посредством уайт-спирита, а после этого высушить.

  • Далее копировальную бумагу накладывают на фанеру и закрепляют с использованием скотча, чтобы она не перемещалась по ходу нанесения рисунка.

  • Потом на «копирку» накладывают бумажный лист с рисунком и обводят все контурные линии, используя ручку.

Как выжигать?

Выясним, как следует профессионально и аккуратно выжигать изображение на листовой фанерной основе.

  • Выбранным выжигателем потребуется наносить тонкие штришки, поскольку таким образом будет проще направлять перо в верном направлении. Жирные линии делать не надо.

  • На перо требуется делать нажимы с одним и тем же усилием.

  • Чем дольше перо используемого выжигателя будет удерживаться на одном месте, тем более затемненными и глубокими окажутся нанесенные линии и полоски.

  • Рекомендуется перемещать перо выжигателя строго по росту древесных волокон.

  • Прежде чем приступать к подобным творческим процедурам, рекомендуется сначала провести небольшой тест аппаратуры и собственных умений на дощечке, которая в дальнейшем не будет нужна. При этом целесообразно испытать различные варианты насадок, чтобы набить руку, а также иметь представление о том, как по всем правилам пользоваться имеющимися составляющими.

  • Выжигание необходимо начать с краевых зон перенесенного эскиза. Этот участок является наименее заметным и примечательным, поэтому ошибки здесь не станут бросаться в глаза.

  • По одному и тому же месту потребуется проводить аппаратом по несколько раз, делая тонкие и легкие штрихи. За счет этого удастся добиться оптимальной толщины контуров.

  • Под руку рекомендуется подложить компактную дощечку, чтобы случайно не смазать переведенное изображение, не пачкать доску-основу.

  • На первых этапах следует прожечь все основные линии контуров эскиза, чтобы после этого можно было увидеть и оценить полную основу будущей композиции.

Как только будет освоен урок по самостоятельному выведению точных и ровных линий, можно прибегнуть к экспериментам с тенями. Пользуясь этой интересной техникой, удастся сформировать эффектное объемное изображение. Чтобы правильно отобразить тени на рисунке, нужно будет воспользоваться насадками различных видов.

В процессе выжигания используемые насадки потребуется периодически очищать от оставшегося нагара.

Для этих целей можно воспользоваться особой шлифовальной колодкой или ремешком и оксидом алюминия.