Все о стеклярусе

В быту многие не проводят грань между стеклярусом и бисером. А зря, ведь это два разных материала, каждый из которых обладает собственной историей, отличается технологией производства и сферой применения. Для работы с ними используются разные инструменты и техники, а готовые работы отличаются своим внешним видом. Разберемся, что же такое стеклярус, и в чем его отличие от обыкновенного бисера, к которому мы все привыкли.

Что это такое?

Главное, чем отличается стеклярус от бисера – форма. Первый чаще всего представляет собой трубочки с тонкими стенками и острыми краями, из стекла, реже – металла или пластика. Самая распространенная длина стекляруса – от 3 мм. Появился стеклярус в XVII веке во Франции и использовался изначально при работе над настенными панно.

В России материал стал активно применяться немного позже, в XVIII веке и, опять же, для украшения помещений. Но вскоре стеклярус перебирается и на одежду. В XIX веке им активно также декорируют сумочки, чехлы для трубок, зонты, веера и прочие аксессуары. В вышивке превалировали цветочные и растительные мотивы, позже к ним добавились темы из мифологии.

Относительно исторических техник работы со стеклярусом, изначально их было 3.

  • Саженье – сначала узор выкладывался шнуром, а уже на него нанизывались бусины.
  • Прикреп – рисунок сначала создавался на ткани, на которую позже пришивался стеклярус на проволоке.
  • Низание – стеклярус нанизывался на нить, 2 нити пересекались в бусине либо шли параллельно. Применялся метод для работы с небольшими вещицами.

Кроме того, стеклярус крепили на воск, а позже начали клеить. И тогда, и сейчас работу со стеклярусом усложняла одна его особенность – рвущие нить, проволоку и леску острые края. Зато изделия из него выходят легкими, а широкая цветовая гамма – от прозрачного, монохромного черного или белого до ярких, неоновых цветов и вариантов с рисунком – здорово помогает в воплощении самых невероятных идей. Добавим к этому стеклярус нестандартных форм и получим незаменимый материал для арсенала творческого человека.

Виды

Основные критерии, по которым стеклярус принято делить на виды, – длина, форма и покрытие. Пройдемся по каждому.

По длине

  • От 1 до 2 мм (рубка) – самый мелкий и довольно популярный стеклярус. Часто используется в бисероплетении, так как прекрасно сочетается с бисером.
  • От 2 до 5 мм – стеклярус для ручной и машинной вышивки.
  • От 3 до 7 мм – самый распространенный размер. Его задействуют в декоре одежды и предметов интерьера, вышивке, плетении.
  • От 4 до 10 мм – можно встретить в производстве украшений и аксессуаров.
  • От 5 до 12 мм – подойдет для интерьерных работ и всевозможных поделок.
  • От 13 до 25 мм – самый длинный, интерьерный стеклярус. Часто именно им вышивают панно и картины.

У стекляруса есть общая классификация по размеру. Обычно его нумеруют от 1 до 5. Но размерный ряд может незначительно различаться у разных производителей.

По форме

Форма стекляруса может быть самой разной. Можно встретить гладкие, граненые или витые модели, с круглыми, квадратными или многогранными отверстиями.

По типу покрытия

Тут тоже огромный простор для выбора:

  • прозрачный стеклярус;
  • прозрачный цветной;
  • непрозрачный цветной, матовый или с глянцевым блеском;
  • металлик;
  • прозрачный стеклярус с окрашенной внутренней поверхностью.

Краску добавляют в стекло при замешивании массы либо покрывают ею уже готовые бусины.

Материалы

Уже из названия ясно, что самым популярным материалом для его изготовления будет стекло. Цилиндрические стеклянные заготовки обрабатывают смесью для шлифовки и засыпают в специальный барабан. Материал становится мягче, тоньше, удлиняется, но держит изначальную форму цилиндра.

Сейчас можно встретить металлический и пластиковый материал. С последним нужно быть особенно осторожными – частенько с него быстро облезает краска.

Популярные производители

Основные производители – Чехия, Китай и Япония.

  • Чешский стеклярус – это проверенный временем и множеством профессионалов вариант. Среди фирм стоит выделить Preciosa Ornela с ее многообразием цветов и размеров (от 1,6 до 35 мм). Самые разные сечения и формы заставляют разбегаться глаза. В каталоге фирмы можно потеряться на долгие часы.

  • Японский стеклярус не отстает. Материалы фирмы TOHO любимы дизайнерами по всему миру за сглаженные края, не рвущие нить, и огромный выбор форм и цветов. Металлизированный, металлизированный матовый, сатиновый, радужный, прозрачный, ультраглянцевый и даже с покрытием из драгоценных металлов – тут точно найдется все, что вам нужно.

  • Тайваньский и китайский стеклярус обойдется дешевле, чем брендовый, но тут велик шанс нарваться на брак. К слову, о нем. При производстве и сортировке чешского стекляруса в мусорной корзине оказывается 8% бусин, а в случае с японским – 5% благодаря технологичному оборудованию.

Применение

Изначально стеклярус считался сугубо интерьерным материалом, но годы шли, и он сумел отвоевать себе место в производстве бижутерии, ювелирных изделий, аксессуаров, одежды, предметов декора. Его можно встретить и на свадебном платье, и на костюме фигуристки. Вышивка и бахрома, сочетание с бисером, бусинами и пайетками. Особенно ценна ручная вышивка стеклярусом, так как такие изделия всегда уникальны.

Еще Коко Шанель начала умело сочетать стеклярус с драгоценными металлами и камнями. И по сей день украшения из стекляруса и выполненная им изысканная вышивка – частые гости коллекций Chanel. Стеклярус тут можно найти где угодно – от отделки пиджака до браслетов часов. А наблюдать за тем, как мастера модного дома работают с этим материалом – отдельный сорт удовольствия. Особенно когда речь идет о коллекциях высокой моды, где каждый стежок – произведение искусства.

Но есть и другие примеры. Знаменитый клатч Christian Dior Saddle, расшитый стеклярусом, или коллекция все того же Dior 2012 года, где эти бусинки были везде, сплетаясь на ткани в причудливые узоры. Обувь, одежда и аксессуары Prada, работы дома Balmain. Пожалуй, стеклярус хоть раз, да использовал каждый из знаменитых брендов. Трудно спорить, что винтажное платье с бахромой или вышивкой из стекляруса, особенно в приглушенных тонах розового, кремового или бежево-серого, по сей день будет отличным решением при поиске выходного наряда. А уж если речь идет о свадебном платье, то тут без стекляруса обойтись сложно – его можно увидеть и на лифе, и на подоле, и даже на перчатках.

Не ушел материал и из дизайна интерьера. И тут его можно найти не только на шторах, покрывалах, декоративных подушках и картинах. Обои со стеклярусом – вот это настоящее чудо. Эффектные, добавляющие шика любому помещению. Стеклярус крепится на обои с помощью специального клея и, если при производстве были соблюдены все правила, надежно там держится. Один из ярчайших исторических примеров использования стекляруса в интерьере можно увидеть в Санкт-Петербурге. Великолепные панно украшали когда-то стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме: 12 панно XVIII века поражают кропотливостью выполненной работы.

В бижутерии стеклярус тоже не теряет позиций. Серьги, браслеты и, само собой, всевозможные бусы и колье. Новая волна любви к стеклярусу совпала с популярностью украшений в этническом стиле. Особенно хорошо для них подойдет матовый или прозрачный стеклярус в базовых цветах – голубом, красном, желтом, охре. А если интересна не этника, а 20-е годы ХХ века, то на помощь придут серьги-кисти из стекляруса и расшитые им ободки. Тут доминирующими цветами будут красный, розовый, черный и белый.

Если же вы сами решили поработать с этим материалом, то стоит помнить о некоторых правилах, которые упростят процесс. Ведь стеклярус – довольно сложный материал, требующий внимания и аккуратности. Начнем с выбора. Заранее определитесь с тем, какой нужен цвет и размер. И с тем, какой вы готовы выделить на это бюджет. Это упростит поиск.

Внимательно осматривайте края бусин. Они должны быть ровными, без видимых дефектов. Не должно быть трещин и на гранях.

Высыпьте стеклярус на ладонь. Потрогайте пальцами. Краска не должна отслаиваться и оставлять следов. Иначе изделия быстро потеряют вид и будут портить одежду. Если вы собираетесь вышивать, то все бусины должны быть максимально откалиброваны по размеру. Так будет проще работать, а у готового изделия не будет изъянов. Проверьте, проходят ли в отверстие леска и игла. Если видите, что стеклярус хранится на солнце, никак от него не защищенный, – трижды подумайте, приобретать его или нет. Даже самый качественный материал может выцветать при таком обращении.

Теперь – к тонкостям работы. Заранее приобретите контейнеры для хранения стекляруса. Пакетики имеют неприятное свойство быстро рваться. Лучшая основа для материала – армированная нить, мононить, проволока или леска. Проволока может ломаться при частом сгибании, леска – перетираться. Дольше всего прослужит армированная нитка. Иглы стоит брать тонкие и длинные. По российской нумерации подойдет №0,1. Набирать материал лучше всего иглой, руками – только в самом крайнем случае.

При вышивке обращайте внимание на примыкание бусин друг к другу и на то, как они закрывают нить.

Кроме нити и игл пригодятся:

  • кусачки – ими будет проще резать проволоку;
  • ножницы;
  • плоскогубцы;
  • лупа;
  • линейка.

Место работы лучше застелить однотонной тканью с ворсом. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места, даже если будете плести или вышивать в дневное время. Не подпускайте к рабочему месту животных и детей, для их же безопасности.

Как можно заметить, работать со стеклярусом сложно. Но красота и блеск готовых изделий вознаградят вас за приложенные усилия.