Восточные танцы

Восточные танцы – культура, манящая своей женственностью, соблазнительностью и эффектными костюмами. Даже славянам, традиции которых совершенно другие, нравятся эти сказочные картинки с привлекательными длинноволосыми танцовщицами в необычайно красивых нарядах. Большой плюс восточных танцев в том, что научиться им можно и во взрослом возрасте, буквально с нуля.

Что это такое?

Восточные танцы, танец живота, «беллиданс» – все это названия примерно одного и того же направления. К ним, к слову, очень положительно относятся медики, потому что за вращениями, кругами и выпадами, наклонами вниз стоит активность, помогающая «разогнать кровь». Это очень упрощенное объяснение, но то, что застойные процессы можно профилактировать восточными танцами, – факт.

Рассматриваемое танцевальное направление считается огромным культурным пластом Среднего Востока. У него нет страны-владелицы, монополиста, не одного, точно выделенного прародителя. Оно развивалось сразу в нескольких местах: от Египта до Турции, от Ливана до Иордании и т. д.

Известно, что первые упоминания относятся к Тибету, но более полная информация про восточные танцы ассоциируется с Древним Египтом, где они были культовыми. С развитием путешествий и торговли танец начал расходиться по всему миру.

Те восточные телодвижения, которые мы видим сейчас, – это уже популяризированная и адаптированная версия исходника, они откровеннее, не носят характера культа и больше выглядят как шоу, нежели нечто сокровенное. А еще этот танец невозможно сравнить с теми направлениями, где изнурительность тренировок, работа через силу, контроль веса являются неотъемлемыми составляющими. В восточных танцах движения должны быть в радость, в действии на сцене просматриваться легкость – никакого напряжения или спортивного азарта. Восточных танцев очень много, они могут серьезно отличаться друг от друга: в одном будут превалировать прыжки и потряхивания, в другом – извивающиеся движения руками и корпусом и т. д.

Беледи – это народный танец, а ракс шарки – просто восточный. И все эти названия, особенности составляют огромный мир танца, который можно изучать всю жизнь. При этом не факт, что постигнуть сможешь все и научиться всему. Но начать стоит, потому что восточные танцы раскрепощают, помогают почувствовать себя женственной, лучше узнать свое тело.

Они дарят и счастливые (хоть и непростые) моменты работы над сценическим костюмом, который также зеркалит личность женщины, отражает ее страсти и видение красоты мира. Словом, это действительно очень интересно.

Виды

Во-первых, танец делится на аутентичный народный и сценический народный. В первом случае требования куда проще, он исполняется на народных празднествах обычными людьми. Сложных элементов, как правило, не включает. Здесь важны массовость и хорошо запоминающиеся движения. В сценическом танце все сложнее, потому его исполняют профессиональные танцоры.

В нем присутствуют аутентичные движения, а еще элементы костюма, но все же сценический формат предусматривает определенную адаптацию. В этом танце хореография построена очень четко, в нем выразительный рисунок, зрелищность обязательна. Во-вторых, основные танцы регионов отличаются и манерой, и скоростью, и особенностями темперамента, и акцентными движениями.

Перечислим популярные виды восточного танца.

  • Хаггала. Произошло от слова «скачок». В кульминации праздника (свадьбы) мужчины группами выходят во двор. Там они будут хлопать, подзывая к себе так танцовщицу. Это или профессиональная артистка, или девушка-подросток из семьи невесты. Она пойдет туда, где хлопают громче. В руке ее может быть либо носовой платок, либо палка. Это быстрый танец, даже очень, он связан с активными бедренными движениями. Танцуют его сегодня в длинном наряде с обилием воланов.

  • Саиди. Такое название носит народный танец с тростью, живой и энергичный, при котором можно балансировать ею на груди, голове или бедрах. Впрочем, можно обойтись без трости – был бы узнаваемый ритм. В танце много подскоков и проходок, при этом одна рука будет возле головы, другая – вытянута вперед. Танцуют его все.

  • Беледи. Его танцевали во многих египетских деревнях, но только в доме женщин и для них же. Это сольное выступление, в чем его главное отличие от фольклорных направлений. Танец веселый и кокетливый, но выглядит немного тяжеловатым, исполняют его обычно на полной ступне. Базовые движения приходятся на бедра, наслоений нет, манера должна быть простой, без академичности. Его исполняют босиком в белой галабее с набедренным платком и головным платком.

  • Феллахи. Легкий и энергичный ритм с вокальным сопровождением требует от танцовщицы движениями повторять текст песни. Танец имитирует работу фермеров, которые собирают урожай либо носят на голове кувшин. Его исполняют в длинном свободном платье, довольно широком внизу, оформленном воланами, а также в головном платке.

  • Гавэйзи. Так зовется цыганское египетское племя, женщины которого считались самыми красивыми. Композиции исполняют на народных инструментах, среди них будут и цимбалы. Мужчины обычно играют, а женщины – танцуют. Набор движений не очень широк, все однообразно, но зато длиться этот танец-тряска мог часами, что приводило зрителя в восторг. Костюм предполагает широкие брюки, кафтан, рубашку, набедренную шаль с бахромой. А в волосах танцовщицы были ленты и бусины.

  • Нубия. Быстрый, ни что иное не напоминающий. Этот танец считается групповым, построенным в большей степени на изящных движениях бедер, руками. Задействуют в нем бубен и тростниковую тарелку. Женский образ представлен длинным, довольно закрытым и свободным платьем, а волосы повязаны платком, который свисает по стене.

  • Дабка. Фольклорный, блистательный, темпераментный стиль, всегда исполняется на народных гуляньях. Танцуют его обычно в мужском кругу, в группе. Шаги быстрые, различные подскоки в нем превалируют. И традиционными для него становятся четки, быстро вращаемые в руке. Его исполняют в шароварах, которые заправлены в сапоги с каблуком, жилете и головном уборе.

  • Халиджи. Традиционная музыка Персидского залива. Танцовщица в нем позволяет себе хлопать, щелкать пальцами. Это также танец, который исполняют женщины, и адресован он им же. В нем куда важнее краса костюма и волосы исполнительницы, чем техническая сложность. Большая доля движений связана с верхней частью туловища и шагами, которые имитируют верблюжий шаг. Прекрасны в танце и быстрые тряски плечами, и перебрасывание волос. Исполняют его в длинной блистательной тунике, декорированной вышивкой. Также непременным атрибутом будут длинные золотые украшения.

  • Бандари. Очень похож на предыдущий вариант, только требует более энергичных движений головой, плечами, руками, а вот бедра менее активны. Его исполняют немалыми группами в кругу. Важно понять, что это задорный, веселый, несложный танец для всех.

Это далеко не все, и необязательно овладевать всеми направлениями, чтобы ощущать себя богиней восточного танца. Тем более полюбится какое-то одно, в нем и захочется совершенствоваться.

Техники

Восточный танец включает в себя три единства: таксим, быстрый танец и тряски.

  • Быстрая. А это уже больше похоже на тренировку на силу и выносливость, но виду подавать нельзя – во всем должны быть легкость и грация, за которые и любят восточные танцы. Именно в этом и заключается основа. Здесь будут и удары бедрами, и восьмерки, и «тарелочки», и движения грудной клеткой.
  • Медленная. Таксим – это медленная часть танца. Танцовщица управляет телом, оставаясь на одном месте, все движения в статике. Эта часть всегда очень плавная, но она очень интересна тем, что показывает импровизационные способности танцовщицы. Ярких ударных инструментов в этой части танца нет, точнее – звучат они очень тихо. В таксим можно показать свою грацию и пластику, красоту медленных и завораживающих движений. И очень важно успеть закончить танцевать в момент, когда музыка остановилась – сама артистка может не предполагать, когда это случится. В этой части множество плавных движений руками, восьмерок бедрами, малых и больших кругов, трясок.

Для показа уникальности своего стиля, всех козырей импровизации медленная техника особенно важна.

Кому подходят?

Один из главных плюсов восточных танцев – научиться можно, будучи взрослым, не имея никакой подготовки. Возраст неважен. Фигура тоже. Танец считается активностью, помогающей потратить лишние калории, потому похудение или обретение более красивых форм – лучший «побочный» эффект восточных танцев.

Кому рекомендуют заняться ими:

  • всем, кто хочет танцевать, но боится начинать во взрослом возрасте;
  • девочкам (детям), которых привлекают восточная культура, красивые наряды;
  • тем, кому, в принципе, интересна эстетика Среднего Востока.

Чего скрывать, многие женщины связывают увлечение восточными танцами с желанием повысить сексуальную привлекательность. И это вполне понятно и справедливо. Тело становится гибче, походка легче, движения пластичнее. Занятия подразумевают и дыхательную гимнастику, потому весь организм насыщается кислородом. А еще восточные танцы помогают избавиться от комплексов. Приток крови к органам малого таза, который происходит в момент занятий, устраняет застойные процессы, помогает предотвратить многие женские болезни.

Это и хорошая подготовка к беременности, родам, и неплохой способ восстановиться после них. Потому лечебные эффекты у восточных танцев точно присутствуют. Но есть и те, кому не стоит выбирать такое времяпрепровождение. Считается, что не нужно заниматься «беллидансом» людям с серьезным плоскостопием, заболеваниями позвоночника (грыжами), варикозом, некоторыми кардиопатологиями и другими болезнями, возможность активности при которых необходимо обсуждать с врачом.

Как танцевать?

Уроки для начинающих есть в интернете, и первое знакомство с танцем вполне можно устроить дома. Хотя бы для того, чтобы понять, нравится ли это на практике, доставляет ли удовольствие учить новые упражнения. Узнаем, какие базовые элементы можно освоить в домашних условиях.

  • Скручивания бедрами. Они поворачиваются в каждую сторону, а тело остается неподвижным.
  • Восьмерки бедрами. Просто выводится бедрами цифра 8.
  • Волна. Бедра обрисовывают круг во фронтальной и боковой областях.
  • Скручивания грудью. Голова и бедра неподвижны, а грудная клетка двигается в разные стороны.
  • Восьмерки грудью. Также выписывается цифра 8 в любую сторону. Волны грудью делаются по тому же принципу, что и бедрами.
  • Качалочки. Ноги – на ширине ступни, колени – смягчены, согнуты, таз – чуть вперед, руки – в стороны, параллельно полу. И подбородок в таком же положении. Слегка по очереди нужно начинать сгибать колени.
  • Купол. Тянется и раздувается живот в такт музыке.
  • Шимми. Согнуть оба колена, выпрямить правую ногу, чтобы поднять вверх правое бедро. Подтянуть таз к грудной клетке, верхняя часть тела при этом не задействуется. Пятки нельзя отрывать от земли. Затем его опускают, и то же проделывают с левым бедром.
  • Каракатица. Правым бедром делается скрутка вперед, куда переносится вес тела, совершается заход на восьмерку. Такая же скрутка уже левым бедром, нога чуть уводится назад, живот нужно сократить.

Это даже не азы, а те элементы, которые нужно выучить, чтобы заниматься дальше. Теоретически сделать это можно самостоятельно и правильно – обучающее видео в помощь. Но серьезная постановка танцев – это занятия с тренером.

Обучение возможно и в контексте «для себя», и для последующего участия в конкурсах. Кстати, после 50 тоже можно – чемпионаты предполагают разные возрастные номинации.

В следующем видео вас ждет первый урок для начинающих.

Какой образ подойдет?

Костюмы для восточных танцев – это огромная часть всего выступления, без них номер не будет эффектным. Вот какие советы по выбору костюма и прически дают профи.

  • Нужно трезво оценить свою фигуру, понять, что следует подчеркнуть, а на чем не делать акцента.
  • Высокие женщины делят фигуру горизонтальными элементами, будь то принт на ткани, выразительный лиф, контрастный пояс или браслеты.
  • Невысоким нужны вертикальные элементы в образе: драпировки, аппликации, рисунки, один цвет для основы и юбки.
  • Если девушка очень худенькая, в области груди и бедер ей можно добавить объема – это крупная вышивка, рюши, воланы и даже пуш-ап.
  • Если в идее танца прослеживается стихия огня, такие же цвета и стоит брать: красный, оранжевый, ярко-бордовый.
  • Сложные цвета (вроде кирпичного и оливкового) на сцене смотрятся уныло – это точно не ключ к успеху.
  • Чем младше танцовщица, тем кислотнее может быть цвет: и ярко-розовый, и салатовый. Кстати, салатовый и белый выгодно смотрятся при любом освещении.
  • Удачно выглядят в костюме для восточного танца анималистические принты.
  • В качестве тканей для «беллиданса» хорошо подойдут бифлекс, бархат-стрейч, шифон, масло, органза, атлас, парча.
  • Традиционный костюм будет состоять из лифа, топа, пояса и набедренного платка, а еще юбки, брюк/шорт, шальваров. И много дополнительных аксессуаров. Не обойтись без изящной бижутерии и броского макияжа.
  • Танцевальная обувь – это или тканевые балетки, или кожаные балетки, или специальные танцевальные туфли, или восточные туфли с загнутыми носами.
  • Длинные пышные волосы – лучшая прическа. Их можно завить, украсить лентами, бусинами, стразами. Можно использовать платки и кружевные повязки, бижутерию. Чем длиннее волосы, тем в большей степени они становятся инструментом в танце.

Приятных впечатлений от первых занятий и красивых результатов!