Уникальность стеклянной гармоники

Уникальность стеклянной гармоники не вызывает сомнения. Но многие почти ничего не знают про историю этого музыкального инструмента и про его звучание. Также недостаточно известны связанные с ним интересные факты.

Устройство инструмента

Стеклянная гармоника — сравнительно редко встречающийся музыкальный инструмент. Для его изготовления применяют полусферы различной величины. Эти стеклянные изделия нанизывают на металлическую ось. Что характерно, ось ориентируют горизонтально и рассчитывают на эффективное вращение. Сборка из полусфер частично помещают в резонирующий ящик, куда льют разбавленную уксусную кислоту.

Подобное решение позволяет обеспечить постоянное увлажнение рабочих частей.

Конечно, само по себе нанесение удара по стеклянной емкости использовалось в музыке уже за много веков до изобретения стеклянной гармоники. Однако применение трения для получения звуков оказалось абсолютным нововведением. Основные возможности инструмента связаны с тем, что техника игры близка к методу, используемому на клавишных приспособлениях. Мало того, удалось разработать и действительный клавишный вариант, где нажатия приводят в движение особый механизм, соединенный со звучащими чашечками. Для стеклянной гармоники типична хроматическая методика настройки, а ее диапазон охватывает в разных моделях 2,5 — 4 октавы.

История

Происхождение этого инструмента противоречиво. Основная часть специалистов полагает, что музыкальные орудия из стекла были разработаны ближневосточными мастерами. В европейских странах они начали использоваться не ранее конца XIV века. Настройка 30-40 бокалов была отработана к середине XVII столетия — об этом существует ряд письменных упоминаний. Однако всего через несколько десятилетий подобный вариант музыки тихо угас.

Его восстановление датируется 1744 годом. И если ранние средневековые мастера, изготавливавшие музыкальные стаканчики, совершенно неизвестны лично, то авторство ирландца Ричарда Пакрича в XVIII столетии не вызывает сомнений. Комплект «Серафим» (по названию одного из видов ангелов в христианской мифологии) вместе со своим создателем совершил блистательные гастроли по всей Европе.

Фурор был настолько велик, что будущий легендарный композитор Глюк не поленился освоить новый инструмент и провести в Лондоне концерт на 26 стаканчиках.

Решающие события произошли в 1757 году. Именно тогда в британскую столицу с целью изменить ряд распоряжений губернатора Филадельфии прибыл Бенджамин Франклин. Но помимо политической деятельности, он был еще и ученым, и изобретателем. Потому Франклин, поддавшись массовому увлечению, пошел дальше многих других людей и постарался модифицировать инструмент. Вместо простых бытовых стаканчиков он предложил использовать чашечки в виде полусфер, насаживаемые на вал из стали.

Нижний участок видоизмененных чашечек окунается в этой конструкции в емкость с водой. Вращение вала инициируется специальной ножной педалью. При его проворачивании увлажнение происходит равномерно. Далее музыканту остается лишь приложить пальцы к периметру чашечек, чтобы получить нежное звучание. Фактически все последующие модели стеклянной гармоники имеют в основе именно франклинову конструкцию, а не первоначальный образец Пакрича.

Как раз такое устройство получило очень широкое распространение в Германии и в Австрии. Вскоре его оценили по достоинству и жители других европейских государств.

Популярный врач и одновременно шарлатан, чья деятельность до сих пор вызывает споры — Франц Месмер придумал использовать гармонику из стекла, чтобы снимать нервное напряжение у своих пациентов. Как раз при визите к Месмеру услышал ее игру сам Моцарт, который немедленно сочинил подходящую мелодию.

Впрочем, Моцарт был не единственным композитором, творившим для франклинового инструмента. Кроме него, этим занимались еще:

  • Берлиоз;

  • Штраус;

  • Бетховен;

  • Глинка;

  • Рубинштейн.

Последний ввел игру на гармонике в своего «Демона», добиваясь, чтобы звучание оркестра было таинственно. Колорит сказочных событий с ее помощью понадобился и Глинке при сочинении «Руслана и Людмилы». Восторженные отзывы об инструменте оставили Гете, Паганини. Но не все были настолько благосклонны. Власти ряда немецких городов издавали законы, запрещающие использование гармоники. Мотивируя такое решение, говорили про:

  • очень сильное воздействие на душевное состояние слушателей;

  • провоцирование расстройств рассудка;

  • испуг у животных — и да, на это все ссылались официально.

Складывалась негативная, пугающая репутация. Многие неприятные, негативные события стали приписывать влиянию стеклянной гармоники. Этому настроению поддался и ряд музыкантов, использовавших ее. Появились жалобы на головокружения, спазмы в мышцах, судороги и непонятную тревожность. А вышеуказанные немецкие законы начали появляться после случая, когда при концерте, по непроверенным данным, скончался ребенок.

Плохие мнения во многом связаны, видимо, с высокими частотами этого инструмента. Ходили слухи, что такие тональности имеют магический эффект и даже вызывают «вызывают духов из потустороннего мира». По сравнению с подобными утверждениями рассказы о сведении с ума выглядели еще сравнительно прилично — но никаких доказательств так и не было предъявлено.

Смена бокалов на стеклянные пластины упростила игру на гармонике. Но она же изменила ее звучание — что уничтожило уникальное очарование инструмента.

Современность

Стеклянная гармоника сколько-нибудь значительную популярность сохраняла только до середины XIX столетия. Успехи технологии позволяли делать другие инструменты все громче, все более подходящими для крупных концертных залов. Стеклянные пластины могло бы спасти применение усилителей звука — но до них оставалось еще несколько десятилетий. До наших дней основанные на них старые инструменты дошли только в музейных собраниях. Ренессанс стеклянной гармоники начался только в середине ХХ века.

Некоторое количество музыкантов-экспериментаторов вспомнило об этом старом инструменте. И даже в XXI веке есть несколько мастеров, умеющих делать его. В России «на стекле» играет только группа «Хрустальная гармония». Правда, она использует стеклянную арфу и модернизированный вариант гармоники — веррофон. Это устройство было создано сравнительно недавно гражданином ФРГ Рекертом. Все мелодии, пригодные для гармоники, успешно исполняют и на веррофоне.

Интересные факты

В европейских странах стеклянная гармоника применялась лишь для камерных концертов. В наиболее распространенных конструкциях использовали от 37 до 46 чашечек. Подобные гармоники закрывали 3-4 октавы с промежуточными позициями. Стоит отметить, что сам Франклин продвигал название Armonica, но распространен оказался вариант Harmonica. Замену чашечек на пластинки произведена в самом конце XVIII столетия.

Особого распространения такой инструмент не получил, зато стал основой для последующего изобретения челесты и колокольчиков. Какой конкретно вид стеклянной гармоники использовали в прошлом в России, доподлинно неизвестно. Ноты для гармоник писали различным способом, в зависимости от конкретного типа и сложности мелодии. Стоит отметить, что настоящим источником вреда в XVIII– XIX веках были не высокие частоты, а насыщенный токсичным свинцом старый хрусталь. Также есть версия, что зловещая репутация частично связана с опытами Месмера.