Рисование людей в скетчбуке

Скетчи с людьми – одни из самых интересных для рассмотрения зарисовок, в подробностях и деталях. Новички в деле рисования побаиваются пробовать себя в таких работах: кажется, что человека рисовать очень сложно. Но это, как ни крути, дело техники, стоит понять алгоритм – и все получится.

Основные правила

Рисовать человека не так и сложно: достаточно скетчбука, хорошего карандаша и достаточного освещения (желательно дневного). Рисуют и углем, но мелкие детали им сложно прорабатывать. А рисовать тушью нужно на специальной бумаге. Потому карандаш – оптимальный вариант. Они бывают твердыми (Н), мягкими (М), твердо-мягкими (НМ), и средними (F). Перед буквой на маркировке обычно стоит цифра, определяющая степень твердости карандаша. Так, карандаш с пометкой 3В будет втрое мягче просто В. Новичкам для первых рисунков достаточно карандаша HB.

Стоит учесть главные моменты в работе над скетчем с людьми.

  • Компоновка (положение на листе). Это продумывается в самом начале рисования – где будет располагаться человек. Хотя в скетче такое продумывание может показаться некритичным, тем не менее оно очень дисциплинирует и тренирует зоркость, чувство композиции. Тем более если проект будет сложным, со множеством смысловых центров и деталей. Начальная разметка делается простым карандашом, тонкими линиями.

  • Прорисовка фигуры. Каждый художник изучает анатомию человека: как располагаются и строятся мышцы, кости, пропорции. Редкие люди умеют делать это интуитивно, в основном все учатся, еще и с подробностями. И даже самоучки обязательно проходят, ускоренно или углубленно, анатомию в рисунке. Особенно это важно, если человека предстоит рисовать в полный рост. Поможет основная вертикальная линия, от нее художник отталкивается.

  • Детализация. Для большей реалистичности нужно прорисовать складки на одежде человека, сделать тени под его глазами и т. д.

А начинать надо с черновика, на котором новичок научится строить пропорциональные скелеты. Он должен сам контролировать расположение рук человека, ног, черт лица, коленей и всего прочего. Получившиеся скелеты преобразуются в тела упрощенным способом (для начала): можно не демонстрировать мышечный рельеф. Далее художник продумывает одежду. И только потом, когда человек уже одет, можно переходить к прорисовке мышц.

Стили рисования

Все самые популярные стили рисования людей в скетчбуке можно представить пятью группами: реализм, аниме, мультяшный стиль, упрощенный и авторский.

  • Аниме. Такие арты имеют достаточно качественную детализацию, более качественную даже, чем само аниме. И все же база остается неизменной: большие глаза, маленькие носики (порой совсем незаметные), общая выразительность образов.

  • Реализм. Обычно с него начинают те, кто хочет стать настоящим художником. В его основе реалистичность пропорций, цвет. Лайна в таком арте почти что нет. К слову, реализм зачастую комбинируют с аниме, и получают очень классные работы.

  • Мультяшный стиль. Может быть представлен безконтуркой или лайн-артом, кому что ближе. В безконтуре, как несложно догадаться, лайн не используется. Но это только на первый взгляд проще, новичкам следует начинать с уверенного овладения лайн-артом. В лайн-арте по контуру фигурки проходит черная (или другого цвета, что реже) линия. Обычно линии тонкие или средние.

  • Упрощенный. Также может показаться, что он прост, но это далеко не так. Наоборот, четких ориентиров (знания анатомического рисунка) нет, и человек сбивается.

  • Авторский. Чаще это комбинация того и этого, самого любимого автором, им же откорректированного. Здесь нет правил, большое поле для экспериментов и смелых идей.

Логично, что начинающий художник часто занимается копированием. И может этого даже стесняться, что точно совершенно лишнее. Потому что это действительно полезно: пройти точно по следам профессионалов, рисуя, провести анализ их работ, заметить закономерности и принципы, набить руку, опять же. Впоследствии собственный стиль или почерк все равно выработается.

Обзор вариантов

Эти правила-подсказки помогут настроиться на работу. Они отключат все лишние метания и позволят научиться рисовать людей быстрее.

  • Рисовать надо постоянно, используя любую минутку. В транспорте и в кафе, простыми карандашами или маркерами, выхватывая образы людей прямо из окружающей картинки. Вот человек, бегущий за автобусом, – надо попробовать изобразить его хотя бы схематически, без деталей. Вот лежащий на кровати ребенок, мирно посапывающий, с раскинутыми руками и почти сброшенным одеялом – замечательный предлог для быстрой зарисовки. Вот сидящий на лавке дедушка, он достал газету, отложил в сторону трость – нужно пробовать зарисовать и его позу, и особенности одежды, и даже настроение.
  • Рисование по частям тела тоже отличная практика. Например, изобразить только лицо, стараясь передать его эмоцию или какую-то особенность. Можно пробовать нарисовать голову блогера из заставки его канала – просто остановить видео, дать себе 3 минуты для легкого, схематичного, но информативного рисунка.
  • Один и тот же человек в разных позах. Для этого можно включить выступление гимнастки, например, останавливать видео на разных моментах и делать быстрые скетчи – вот фигура гимнастки в прыжке, вот она в шпагате, вот она ловит обруч и т. д.

Самый лучший путь для начинающих художников – рисовать с натуры. Особенно, если период копирования так или иначе пройден.

Пошаговая инструкция

Для первого стандартного урока годится такая цель: научиться рисовать простую фигуру человека, в джинсах и рубашке. Человека поэтапно в скетчбуке карандашом нужно рисовать, ориентируясь на следующие пункты.

  • Проводится вертикальная линия, она не должна касаться верха и низа листа. Если провести линию до самого низа, ноги упрутся в край, что совсем некрасиво. После рисования линии ее предстоит разделить на 6 отрезков, одинаковых, небольших. Так уже намечена пропорция.

  • Теперь надо нарисовать еще несколько линий, чтобы отметить расположение плечевого пояса и таза. Плечевая часть располагается с правой стороны от центральной линии – точнее, в этом месте она прорисована дальше, чем слева. Потому что человек в скетче будет расслабленный, он не стоит по стойке смирно. Заметно, что и места для шеи не нашлось, что тоже нормально – герой рисунка будет с наклоненной головой.

  • Далее нужно наметить колени и локти. Отметки располагаются на расстоянии от больших линий. И они тоже должны быть едва заметными, потому что потом их надо стереть. В нижней части ног рисуются круги, от них пойдут будущие стопы и голени.

  • От того места, где намечены локти, до будущего таза проводится линия. Руки у героя спрятаны в карманы, то есть в этой работе прорисовки пальцев не будет, что нормально для новичков.

  • Настало время все тонкие вспомогательные наброски стереть. Самую чуточку пусть они остаются заметными, чтобы не сбиваться в дальнейших действиях.

  • По тем штрихам, что едва заметны, прорисовывается контур одежды и частей тела. Появляется голова. Нужные элементы лица также добавляются. Обязательно фиксируются точки подбородка, линия роста волос. Далее можно наметить шею. При рисовании нужно всегда ориентироваться на центральную вертикальную линию.

  • К этому рисунку присоединяются очертания верхних конечностей. Появляются ботинки. Можно набросать нос и рот. Чтобы правильно прорисовать ухо, лучше опираться на такую схему: от центральной линии глаз.

  • Прорисовываются складки на брюках. На них же появляется ремень. На рубашке – воротничок. Руки в карманах, но большие пальцы могут оказаться высунутыми наружу. Там, где заканчиваются брюки, рисуется изогнутая линия. На ткани появляются складки – на локтях, на верхней части груди, возле ремня. Вспомогательные линии на этом этапе убираются полностью.

  • Осталось детализировать костюм: особенности обтачки джинсов, пуговицы. Можно рассмотреть, каких именно деталей не хватает для реалистичности образа.
  • На лице уже намечен нос и рот, глаза. Линии должны идти параллельно друг другу. На губах появляется улыбка: просто штрихи от кончика носа к точкам рта. Чтобы глаза были живыми, белые блики недалеко от зрачков сделать нужно обязательно. Лицо делают более выразительными брови, в прическу также стоит добавить изогнутых линий.

Рисунок готов. А дальше решать, будет ли он в цвете, или таким и останется. Точно в таком же порядке, по этой же схеме, можно попробовать нарисовать другого человека: женщину в платье, например. Алгоритм, опыт, многочисленные пробы – вот что главное в скетчинге. И нельзя забывать, что свои работы тоже нужно разбирать, потому вырывать листы с неудачными зарисовками из скетчбука не стоит.

О том, как правильно рисовать людей в скетчбуке, смотрите в следующем видео.