Развитие логического мышления у взрослых

В повседневной жизни любому человеку требуется ежедневное построение различных логических цепочек. Посещение супермаркетов, составление маршрутов, профессиональная деятельность, домашние дела не обходятся без задействования логического мышления.

Диагностика

Исследование логических способностей взрослого человека производится с помощью различных тестов. Они есть в большом количестве на разных сайтах. Также для диагностики испытуемому предлагают 18 логических задач, в каждой из которых есть два посыла. Нужно определить соотношение букв, расположенных под задачкой, с помощью математических знаков «больше» и «меньше». Ответы должны выглядеть так: A B. Логика мыслительной деятельности индивида оценивается по количеству верных ответов. За 18 правильных ответов человек получает 9 баллов, за 17 – 8, за 16 – 7, за 14-15 – 6, за 12-13 – 5, за 10-11 – 4, за 8-9 – 3, за 6-7 – 2 и за 5 и ниже присуждается всего лишь один балл.

Бланк к диагностике логического мышления содержит примерно следующие задачи.

  • Условия первой задачки могут выглядеть так: А меньше Б в 10 раз, Б больше В в 6 раз.
  • Второе задание представляет собой следующий вид: А меньше Б в 3 раза, Б больше В в 7 раз. Поставьте соответствующий знак между буквами А и В.

Правильные ответы: A B. К ним необходимо приплюсовать ответы остальных 16 вариантов.

Популярные игры

Взрослому человеку следует постоянно совершенствовать логическое мышление с помощью различных интеллектуальных игр. Огромное воздействие на развитие гибкости ума оказывают шашки, шахматы, покер и другие настольные игры.

Вытягивание карточек с интересными заданиями, передвижение фишек, броски кубика сближают людей, способствуют развитию коммуникационных навыков и логического мышления.

Среди взрослых большой популярностью пользуются следующие настольные игры: «Война полов», «Метро 2033», «Эволюция», «Игра Престолов» и «Древний Ужас». Эти игры не настраивают игроков друг против друга, а, наоборот, сплачивают.

Разгадывание кроссвордов, шарад, головоломок развивает логическое мышление. Компьютерные игры, онлайн-тренажёры и разные игровые технологии оказывают положительное влияние на мыслительную деятельность субъекта.

Сложные игры и задания на выявление закономерностей речевых единиц на основе общего признака способствуют развитию мозговой деятельности и сохранению логического мышления до глубокой старости. Составление рифм, применение созвучных слов, придумывание пародийных стишков на популярные песни и стихи заставляют индивида мыслить логически.

Игра в аналогии представляет собой сравнительный процесс характеров знакомых людей с химическими элементами. Например, ехидного или вредного человека сравнивают с мышьяком, ленивого друга – со свинцом, богатого родственника – с золотом.

Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» заставляет игрока быстро и вдумчиво отвечать на вопросы, не используя запретные слова. Ведущий провоцирует на неправильный ответ, тем самым вовлекая человека в мыслительную деятельность.

Мобильная игра, не требующая никаких особых условий и средств, заключается в том, что её участники должны на заданную букву называть предметы, которые можно легко поместить в трёхлитровую банку.

Участники игры поочерёдно сообщают ведущему, что они возьмут с собой в поход. Игроки должны по каким-то жестам определить принцип отбора людей, подходящих для руководителя мероприятия. Человек, желающий попасть в число избранных для похода, мысленно логическим путём подбирает нужные предметы и озвучивает их названия.

Разнообразие упражнений

Изучайте толковые словари, придумывайте собственные толкования различным понятиям. Можно подобрать к словам символ и изобразить его графически. Сначала возьмите простые словоформы типа «лето», «пион», «мебель», «ластик», «школа». Затем попробуйте доступными словами объяснить более сложные категории: «доброта», «тревога», «ответственность», «экспроприация», «лавирование».

Пробуйте составлять аннотации на прочитанные статьи или книги.

Ежедневно читайте до 10 страниц философских трактатов или другой научной литературы с целью формирования структурирования мысли.

Во время вдумчивого чтения нужно оценить и подвергнуть анализу каждую строчку.

Перефразирование предложений и текстов развивает логику. Например, в конкретной фразе выделяют глубинный, абстрактный смысл, после этого её трансформируют с помощью других слов. Можно выражение свернуть в одно слово или, наоборот, развернуть и довести до нескольких предложений. При этом смысл должен сохраниться.

Специалисты рекомендуют к непротиворечивому утверждению находить опровержения. Аргументы, указывающие на противоположную позицию, выписывают столбиком рядом с суждением. Например, к фразе «зима – тоскливая пора» добавляют записи:

  • «снег волшебно сияет на солнце»;
  • «пушистый снежок падает с неба крупными хлопьями»;
  • «можно увидеть снежинки невиданной красоты»;
  • «обворожительное снежное одеяло покрывает землю»;
  • «деревья застыли в белоснежной бахроме»;
  • «приближается долгожданный Новый год»;
  • «счастливые ребятишки катаются на лыжах и коньках».

Чем больше найдено опровержений, тем лучше.

Полезно придумывать на ходу аббревиатуры и расшифровывать их. Чем смешнее и оригинальнее созданные варианты, тем лучше для мыслительной деятельности. Желательно составлять аббревиатуры из 3 или 4 букв: СОМ – союз очаровательных мартышек, ОКСД – общество косых старых дев.

Задачи

Существует множество задачек различного уровня, способствующих развитию логики у взрослого человека. Во время решения логических задач личность мысленно прокручивает все имеющиеся в архиве памяти знания. Бывают классические и шуточные задания, содержащие в своей основе какой-то подвох. Нередко задача требует поиск неподходящего числа, буквы или картинки.

Хорошо развивают логику задачки на поиск закономерностей в линейном ряду или в таблице. Необходимо внимательно разглядеть картинку и заполнить пустую клетку. Нарушение закономерности не допускается.

Некоторые задания связаны с порядком расположения цифр. Например, нужно распознать, почему выбрана такая последовательность символов: 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. Человек должен догадаться, что числа записаны в алфавитном порядке.

Может быть такой вариант задания: найдите лишнее слово. Например, в предложенных понятиях «тунец», «кит», «нельма», «осётр», «треска», «акула», «пелядь», «сельдь», «кета», «налим» лишним словом будет млекопитающее животное кит. Остальные понятия относятся к рыбам.

В течение нескольких минут нужно решать мыслительные задачи, в которых главная роль отводится представлению. Целесообразно иллюстрировать процесс решения. Можно самостоятельно придумывать подобные задачки. Например, поезд отправился из пункта А в пункт В. Он шёл без остановок со скоростью 30 км в час. Расстояние между пунктами – 120 км. В это же время по тому же направлению вылетела ласточка. Скорость её полёта составляла 60 км в час. Птичка долетела до пункта В, затем она несколько раз возвращалась назад, долетала до поезда, после чего снова оказывалась в пункте В. Так ласточка летала до поезда и обратно, пока тот не прибыл на место. Сколько километров пролетела птичка?

Если субъект начнёт представлять зрительно, сколько раз птичка встречалась с поездом, решить задачу не удастся. Здесь уместен только арифметический расчёт. Для решения данной задачи нужно поразмышлять логически. Поезд, двигаясь со скоростью 30 км в час, прибудет в пункт назначения через 4 часа. Ответ получается в результате деления 120 на 30. Ласточка находилась в полёте тоже 4 часа, но скорость её полёта составляла 60 км, следовательно, она пролетела 240 км. Решить задачу можно только логическим путём.

Полезные советы по развитию логики и мышления

Психологи рекомендуют регулярно читать детективные истории с целью развития дедукции. Для этого необходимо пытаться вычислить преступника самостоятельно. Делайте прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения различных персонажей произведения.

Нужно в течение дня почаще менять вид деятельности. Примерно через час занятия нужно переключаться на другие действия.

Быстрая смена трудовой разновидности способствует ускорению адаптационных мыслительных процессов. Систематически анализируйте свои действия. Мысленно просчитывайте различные варианты окончательного результата начатого дела.

Освоение иностранных языков позволяет головному мозгу работать в полную силу. Субъекту необходимо сопоставлять слова и фразы, искать сходства и различия между ними. Изучение грамматических основ тоже развивает логику, так как человек пытается применять правила в разговорной речи.

Узнать больше об особенностях развития логического мышления можно в следующем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *