Особенности эмпатии у детей и ее развитие

Эмпатические процессы подчинены задачам социализации уже в раннем возрасте. Дети способны переживать в себе чужой опыт и откликаться на него.

Что это такое?

Способность понимать эмоции и переживания другого человека называют эмпатией. Состояние может проявляться в форме сочувствия, сопереживания и содействия. Эмпатия у детей формируется в процессе познания окружающего мира, самого себя и других людей. Она возникает уже в младенческом возрасте. Кроха улыбается в ответ на улыбку, проявляет реакцию на плач или возгласы других малышей. До 10 лет человек набирает положительный опыт, который в дальнейшем отражается на его эмоциональном отклике.

  • Начальная стадия развития малыша характеризуется приобретением способности к сочувствию и сопереживанию. Кроха может представить себя на месте близких людей.
  • Второй этап связан с осознанием личных чувств и эмоций. В раннем детстве малыш испытывает ощущение боли при падении или расстройство, когда мать куда-то уходит, но он ещё не может понять свои эмоции и как-то выразить их.
  • В последнюю очередь формируется осознание того, что предположительно ощущает другая личность. В это время рекомендуют разбирать с детьми разные случаи, произошедшие с окружающими или добытые из сказок, рассказов, стихов, мультфильмов. Нужно обсуждать события, участником которых являются родители или сам ребёнок.

Очень важно малышу привить сострадание, иначе он вырастет эгоистичным, самовлюблённым человеком. Наличие детской эмпатии позволяет ребёнку успешно вписаться в группу ровесников, работать в одной команде и развиваться интеллектуально. Эмпатичный человек понимает, что происходит с другими в данный момент. Если какой-то ребёнок плачет или боится, то эмпаты хотят разобраться в его ситуации, а потом помочь страдальцу. Формирование эмпатии зависит от полученного опыта разделённых со взрослыми переживаний, эмоционального вклада самого ребёнка, а также от его темперамента.

Взаимосвязь темперамента с эмпатией особенно ярко выражена в подростковом возрасте. Агрессивное поведение тинейджеров наблюдается в основном у холериков и меланхоликов, обладающих низкой степенью эмпатии.

Влияние воспитания

Развитие отзывчивости у детей напрямую зависит от эмпатийных установок родителей. Психологическая атмосфера в семье отражается на эмоциях ребёнка. Проявление любви, доброты, нежности и ласки бывает недостаточно для развития чувства сопереживания. В семейных отношениях необходимо демонстрировать модель эмпатических проявлений. Малыш должен видеть заботу и чуткость по отношению к домочадцам.

Отсутствие адекватного эмоционального отклика матери или отца может затормозить и даже заблокировать функциональные механизмы эмпатии. Взрослые должны обращать внимание детей на чужие и собственные эмоции. В процессе социализации именно родители дают ребёнку первые эмпатические инструкции: «Зачем ты толкнул мальчика? Тебе же самому было больно, когда ты упал! Извинись перед мальчиком».

Как определить уровень?

Существуют различные методики для выявления уровня сформированности эмпатии у детей. Для дошкольников используют техники, созданные Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. Одна из их методик предполагает воспроизведение сюжетных сценок. Сначала дети должны изобразить разные ситуации. Затем их опрашивают, что ощущает каждый герой этой истории. На втором этапе участники демонстрируют различные эмоции. Специалист обрабатывает полученные результаты, выявляя степень сформированности эмпатии у каждого малыша.

Диагностика у младших школьников осуществляется с помощью методики Н. Е. Щурковой путём дописывания фраз типа «когда в моём присутствии обижают человека, я…» или «честным можно назвать того, кто…». Школьник, имеющий неправильное представление о гуманном качестве, получает 1 балл. Ребёнок с неполным пониманием зарабатывает 2 балла. Детям с ясным и чётким представлением понятия присуждают 3 балла.

Для выявления уровня душевной отзывчивости подростков используют опросники, требующие честных ответов. Популярны экспресс-методики И. Юсупова, В. Бойко.

Как развить?

Для формирования эмпатического чувства психологи советуют использовать различные упражнения. В первый год жизни человека полезным занятием является игра в прятки. Кроха всегда испытывает яркие эмоции при виде внезапно возникающего лица родителя через какой-то промежуток времени после его исчезновения. Игра в «Ку-ку» помогает младенцу осознать, что родители в нужный момент обязательно появятся. От года до 3 лет рекомендуют провоцировать ребёнка на поиск потерявшейся игрушки. При этом следует давать малышу определённые наводки: «Наверно, твой мишка сейчас сидит под кроватью или под столом, но не может найти дорогу оттуда». Тогда малыш фокусирует своё внимание не только на собственных эмоциях, но и на помощи взрослых, под руководством которых он справляется с недоверием к внешнему миру.

Сформировать у дошкольников отзывчивость можно путём установления контакта с представителями фауны. Домашние питомцы помогают развить у малыша чувство ответственности и сопереживания. С пятилетнего возраста ребёнок способен улыбаться по-разному. С помощью улыбки надо продемонстрировать радость при встрече друга, изобразить поддержку попавшему в беду товарищу, выразить сочувствие заболевшему человеку. Психологи рекомендуют практиковать оригинальное приветствие. Например, предлагают малышу при встрече с мамой целовать её в щёчку, с папой – пожать руку, с братиком – потереться носами. Приятелей можно поприветствовать с помощью жеста «дай пять» или воздушного поцелуя. Детям дошкольного возраста обязательно нужно читать сказки, насыщенные различными чувствами, обсуждать черты и характер героев. Необходимо совместно с малышом найти смысл сказки и прийти к какому-то выводу. Останавливайтесь во время чтения, задавайте вопросы типа «обидно ли Иванушке, что его называют дурачком?» или «какие чувства испытывала Золушка, когда перебирала крупу?»

Упражнение «Подари ласковое слово» предполагает в ответ на комплимент сказать приятную фразу собеседнику. С помощью этого задания дети учатся проявлять ответное внимание и преподносить его в дар людям. Расскажите ребёнку о детях, оставшихся без родителей. Вместе соберите посылку для воспитанников детского дома. Развитие эмпатии у подростков происходит при искренних отношениях с родителями. Если этот контакт нарушен, то данное обстоятельство негативно влияет на духовное формирование личности.

Подростка можно научить чувству сопереживания и понимания душевного мира другого человека только с помощью доверительного и дружеского контакта с ним. В этом случае появляется возможность сформировать прочный фундамент обладания эмпатией на всю оставшуюся жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *