Нарушения речи у дошкольников: причины, признаки

В последние годы количество детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития планомерно увеличивается. Специалисты связывают такую динамику, в первую очередь, с возрастающим влиянием современных гаджетов и снижением непосредственного разговорного общения с малышами. Второй основной причиной логопеды-дефектологи называют увеличение числа врожденных и приобретенных патологий, способных влиять не только на физическое, но и умственное, психическое и эмоциональное развитие детей.

Причины речевых нарушений у детей младшей возрастной группы

Специалисты выделяют две группы факторов, которые могут привести к расстройству речи: экзогенные (внутренние) и эндогенные (внешние). К числу внутренних причин относятся:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • инфекции, перенесенные ребенком во время перинатального периода;
  • резус-конфликт;
  • травмы матери, отразившиеся на плоде (удары в живот, проникающие ранения брюшной полости и т.д.);
  • родовые травмы;
  • наследственная предрасположенность;
  • гидроцефалия;
  • употребление будущей матерью алкоголя, наркотических веществ, продуктов, содержащих никотин и возбуждающие компоненты (например, энергетические напитки);
  • работа беременной женщины на вредном производстве;
  • инфекционные заболевания, перенесенные малышом на первом году жизни (особенно такие нейроинфекции как менингит, энцефалит).

Специалисты также установили связь между эмоциональным состоянием будущей матери и возможными речевыми отклонениями ребенка: сильные стрессы, переживания с негативной окраской, страхи, материальные и иные трудности могут привести к формированию у малыша психических отклонений и дефектов речи.

В перечень внешних факторов, способных отрицательно повлиять на становление речевых функций, входят:

  • неподходящие социально-бытовые условия, в частности, алкоголизм и другие вредные привычки родителей, атмосфера постоянных скандалов, необходимость самостоятельно заботиться о себе ребенку без помощи взрослых и т.д.;
  • дефицит речевых контактов, когда с малышом мало разговаривают, не уделяют время чтению вслух, обсуждению новой информации;
  • подражание малыша неправильной манере речи близких родственников или популярных персонажей мультфильмов, которые используют в общении неверные обороты речи, ударения, злоупотребляют уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.;
  • копирование взрослыми детской разговорной манеры или, иными словами, сюсюканье;
  • значительное время, выделяемое взрослыми детям для игр и просмотра видео на компьютерах, планшетах и телефонах.

Вызвать отрицательную динамику в развитии речи такие факторы могут как обособленно, так и в сочетании друг с другом. Родителям крайне важно своевременно заметить нарушения и как можно быстрее записаться на прием к специалисту. Чем оперативнее будут приняты меры, тем выше шанс, что для коррекции понадобятся лишь занятия с дефектологом и устранение первопричины состояния.

Симптомы речевых нарушений у детей

В младенческом возрасте признаками возможных проблем с формированием речи в будущем могут стать:

  • отсутствие эмоциональной реакции на нежности, разговоры родителей и проявления ласки в 4–6 месяцев;
  • минимальные звуковые сигналы, проявляемые малышом, в возрасте 5–8 месяцев, отсутствие «агуканья», отдельных слогов и т.д.;
  • сложности с выполнением просьб, напрямую обращенных к ребенку в период от 10 до 15 месяцев;
  • трудности с восприятием простых слов, понятий «да», «нет».

У детей более старшего возраста симптомами речевых нарушений становятся:

  • проблемы с пониманием форм, размеров и цветов предметов;
  • отсутствие реакции на прямые указания взрослых;
  • нежелание словами объяснить свое требование (когда ребенок активно жестикулирует, капризничает, чего-то просит, указывает пальчиком на желаемый объект, но молча);
  • неумение находить и показывать части тела, простые объекты, о которых говорят родители.

У детей, умеющих разговаривать, признаками речевых расстройств могут послужить:

  • неверное использование слов;
  • неправильное понимание значения простых терминов;
  • проблемы с произношением отдельных звуков;
  • трудности с выстраиванием длинных предложений;
  • общение короткими, обрывистыми фразами и отдельными словами;
  • пропуски, замена и искажение букв или звуков во время разговора;
  • замена сложных звуков схожими артикуляционно простыми символами, например, «л» на «в», а «р» на «л» и т.д.

Заметив эти или другие симптомы вероятных проблем с речью, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Он оценит текущее состояние ребенка, направит, при необходимости, на осмотр к другим специалистам и подберет оптимальную программу коррекции, соответствующую возрасту и развитию малыша.