Международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

С 13 ноября 2020 года по 12 февраля 2021 года в городе Санкт-Петербурге в Шереметевском дворце пройдёт масштабная международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

Выставка посвящена творческому пути Сергея Павловича Дягилева, выдающегося деятеля отечественной культуры, страстного пропагандиста русского искусства на Западе, реформатора и открывателя новых форм и новых имён, и его вкладу в развитие мирового балета.

Дягилев
Портрет С.П. Дягилева с няней. Л.С.Бакст, 1906. Государственный Русский Музей.
Выставка подобного масштаба впервые будет представлена российскому зрителю. Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы. Он о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио Дягилевым в круговорот его бурной деятельности. О людях, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, о людях, которые помогали ему и кому помогал он. Портреты выдающихся творцов XX века России и Европы впервые будут собраны вместе, объединённые фигурой Сергея Павловича Дягилева.

Дягилев – новатор

Всё новое в музыке немедленно привлекало внимание Дягилева. Именно ему своим приходом в балет обязаны Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Владимир Дукельский. Именно Дягилеву современная хореография обязана разнообразием танцевального языка, минимализмом оформления, значением постановочного освещения. Многое из того, что сегодня кажется самим собой разумеющимся, впервые появилось на сцене в «Русских сезонах» великого импресарио.

Дягилев - новатор
С.П. Дягилев

Дягилев – в единственном лице отвечал и за творческое решение спектаклей, и за финансовую самостоятельность своего дела. Он обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлечь своими идеями не только творческих людей, но и финансистов, дипломатов, царственных особ и состоятельных поклонников и поклонниц, ставших на многие годы его верными соратниками. Его отношения с композиторами, художниками, хореографами, танцовщиками определяло только одно – их необходимость в той новой творческой задаче, которую он себе определял, и их возможность её реализовать. Так на алтарь новых творческих побед в жертву была принесена дружба с Александром Бенуа, Львом Бакстом, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Леонидом Мясиным — создателями и свидетелями многих творческих побед дягилевской труппы. Но новые горизонты манили вперёд.

Суть своего понимания новаторства Дягилев определил ещё в 1900 году:

«Чтобы идти вперёд, нельзя строить всё благополучие на смелости новизны», – писал он В. В. фон Мекку.

Он понимал и чувствовал обязательность преемственности прошлого в каждом новаторстве.

«Это был парадокс, из которого рождались все идеи дягилевских спектаклей, и динамика, которой это сопровождалось, служила одним из источников его личной неукротимой энергии» (Ш. Схейен).

Поэтому так органичны были его метания между модернизмом с его стремлением к бесконечному экспериментаторству в конце 1910-х годов и поворот к неоклассицизму в 1920-е годы через хореографию Брониславы Нижинской и Джорджа Баланчина.

Выставка «В круге Дягилевом» посвящена сложному эволюционному пути Сергея Дягилева, творцам, которых он привлекал к реализации своих замыслов и от которых освобождался, если уже не чувствовал в них творческой необходимости.

Композиция выставки

Содержание выставки определено двенадцатью сюжетами (или 12 «кругами»), идущими в хронологическом порядке жизни Дягилева. За каждым стоит определённый творческий период жизни импресарио. Наполнение этих периодов определяется прежде всего кругом персон, которых Дягилев привлёк и объединил своими идеями.

Художественный образ выставки состоит из двух частей:

  1. Главный портретный ряд. Здесь представлены живописные, графические и фотопортреты соратников Дягилева.
  2. Сопровождающий ряд, посвящённый наиболее важным творческим событиям, участниками и союзниками, в которых были люди, показанные в этой своеобразной портретной галерее. В сопровождающем ряду могут быть представлены афиши и программы, эскизы костюмов и декораций, документальные фотографии художественных выставок и сцен из спектаклей, письма и документы.

Взаимоотношения героев портретной галереи будут охарактеризованы в развёрнутых аннотациях. Особенно острые моменты творческих взаимоотношений, полемики героев будут раскрыты через цитаты из их писем, публикаций того времени, мемуаров.

В замысел данной выставки не входит рассказ о детских и юношеских провинциальных годах героя. Выставка начинается с 1890 года с приезда Дягилева в Петербург, а заканчивается двумя последними, особо выделенными сюжетами, – «Мечты о России» и «Смерть в Венеции», таким образом, сюжет как бы закольцовывается, значимые для импресарио образы имперской столицы России и итальянского мистического города на воде перекликаются, замыкая круги его жизни и судьбы.

Автопортреты и портреты, выполненные Валентином Серовым, Львом Бакстом, Борисом Кустодиевым, Анри Тулуз-Лотреком, Петровом-Водкиным, Константином Сомовым, Михаилом Ларионовым, Эдвардом Мунком, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Жак-Эмиль Бланшем, Джорджо де Кирико и другими выдающимися художниками XX века, – будут представлены на выставке, многие из них будут демонстрироваться в России впервые. К выставке готовится уникальный альбом-каталог на двух языках.

Портрет
В.А. Серов «Портрет Сергея Павловича Дягилева». 1904

Среди партнёров выставки – Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей изобразительного искусства Дагестана, Центр Помпиду (Париж), Музей Парижской Оперы, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Художественный музей Руана, Галерея современного искусства (Турин), а также частные коллекции из России, Франции, Бельгии, Италии.

Выставка пройдёт в рамках Фестивальной программы IX Санкт-Петербургского международного культурного форума при поддержке ГМК «Норильский никель», Фонда Делзелла, Итальянского института культуры в Петербурге.

ГЛАВНЫЙ СПОНСОР ВЫСТАВКИ: Банк ВТБ (ПАО).