Мать феминизма Симона Бовуар: её мужчины и неизвестные рукописи

Симона де Бовуар — икона феминизма, именно она написала книгу «Второй пол», которую многие называли «феминистской Библией». Ее произведения и жизнь в целом вдохновляли целые поколения женщин, стремящихся к независимости. Но после смерти Симоны были опубликованы неизвестные ранее ее письма, дневники и рукописи, которые шокировали многих. Была ли она на самом деле такой феминисткой, каковой ее считали?

Неизвестная Симона

В 1968 году был опубликован роман Симоны де Бовуар «Сломленная женщина». Это одна из ее наиболее ярких феминистских работ. В центре истории — Моника, женщина, которая обнаружила, что ее муж был ей неверен в течение 8 лет. А ее дочери не испытывают к ней ни симпатии, ни уважения. Моника находится на грани срыва и пытается понять, что же в прошлом привело ее к подобной жизненной ситуации.

Симона была поражена эффектом, который произвел ее роман. Она получила сотни писем, в которых было сочувствие «несчастной» Монике. Но она не хотела, чтобы в ее героине видели объект жалости. Целью романа было показать женщинам, что может произойти, если жертвовать собой и своим счастьем в угоду другим людям.

Из-под пера Бовуар «вышло» несколько героинь, на примере которых она хотела показать, как не стоит поступать, даже ради любви. И, в отличие от своих героинь, Симона демонстрировала, казалось бы, яркий пример свободных отношений, без рабства любви и привязанности.

Несмотря на неодобрение буржуазного общества, она многие годы находилась в открытых отношениях с Жан-Полем Сартром. И вроде бы была счастлива и независима. Однако опубликованные после ее смерти письма и дневники открыли другую сторону ее души.

Все оттенки любви

Бовуар и Сартр встретились летом 1929 года. Симона на тот момент была в отношениях с женатым мужчиной, Рене Махе. Рене неохотно познакомил свою любовницу со своим другом Сартром. Он знал, какое впечатление на женщин производит непривлекательный внешне, но соблазнительный своими речами и идеями Жан-Поль.

И действительно — Симона была словно загипнотизирована решимостью, активностью, интеллектом Сартра. А тот, в свою очередь, искренне восхищался ее красотой, но также признавал ее необычайные умственные способности.

Они вместе изучали философию, и на экзамене Сартр занял первое место, а Бовуар — второе, лишь немного уступив ему. Вот только Симона изучала философию всего 3 года, а Жан-Поль — 7 лет. Позже выяснилось, что экзаменаторы долго дискутировали, кому отдать первенство. Но в итоге все же выделили результаты Сартра.

Для Бовуар это не имело особого значения. Общение с Сартром и его друзьями открыло для нее новые грани жизни. Ей было очень весело с ними, и позже в мемуарах она писала: «Каким тесным казался мой маленький мирок по сравнению с этой огромной новой вселенной».

Интересно! Симона никогда не хотела выйти замуж. И, когда ее отец разорился, была даже счастлива, что он не сможет обеспечить ей приданое. В своем дневнике она писала с некоторой долей печали: «Я слишком умна, слишком требовательна и слишком изобретательна, чтобы кто-то мог взять меня замуж. Меня никто не знает и не любит. У меня есть только я».

Сартр никогда не предлагал ей брак. Он считал, что ему суждено стать великим писателем, и отождествлял себя с образом героя-одиночки. Ему была необходима свобода. Но Симоне он предлагал свою дружбу, свое наставничество и любовь. И она, на удивление, согласилась.

Бовуар казалось чудом, что она нашла такого же амбициозного мужчину, как она сама. И который разделял ее взгляды. В дневнике она записала: «Никогда я не была настолько жива и счастлива. Спасибо, дорогой Жан-Поль».

Однако было и еще одно условие их отношений — свобода и никаких ограничений. Они никогда не жили вместе, под одной крышей. И у них были параллельные связи с другими людьми.

Любовь и боль Бовуар

Сартр настаивал на прозрачности отношений и честно рассказывал все детали своих романов на стороне. Того же он ждал и от Симоны.

«Мать феминизма» часто брала себе в ученицы разных девушек, желающих изучить философию. Затем она сближалась с ними, иногда заводя сексуальные отношения. Но ее истинной целью было изучение природного женского магнетизма. Ей хотелось понять, что же так манит Жан-Поля к другим женщинам.

Одна из таких учениц-любовниц Симоны затем стала любовницей и Сартра. Это была Ольга Казакевич, в которую философ мгновенно влюбился. Она долго отвергала его, а он жаловался на это Симоне. Бовуар делилась в своих мемуарах: «Мучения, которые это все вызывало во мне, выходили за рамки обычной ревности».

В конце Второй Мировой войны и Симона, и Жан-Поль получили предложения жить и работать в Америке. Оба с радостью согласились. И…сразу же нашли себе любовников.

Вторая любовь Симоны

В Чикаго она познакомилась и вступила в отношения с писателем Нельсоном Олгреном. Это была эмоциональная связь, но Симона была готова разорвать ее, чтобы вернуться к Сартру. Вот только тот уже был увлечен другой женщиной, и огорченная Бовуар осталась вместе с Олгреном.

Их отношения длились около 5 лет. Нельсон предлагал Симоне пожениться и жить вместе. Вот только она не могла принять это предложение, так как оставалась глубоко преданной Сартру.

Бовуар признавала, что Нельсон был единственной по-настоящему страстной любовью в ее жизни. В сексуальном плане он давал ей гораздо больше, чем Сартр. Но она не могла бросить своего философа.

Болезненные отношения Бовуар с Олгреном нашли отражение в ее романе «Мандарины». Нельсон был в ярости, когда прочел произведение. Он не хотел, чтобы все подробности их связи и их любовные письма были преданы огласке. В итоге даже заявил, что все это — плод фантазии Симоны, и на самом деле они лишь дружили.

Ее попытка номер три

Симона пыталась заглушить свою боль от токсичных отношений с Сартром в объятиях Клода Ланцмана, который был на 17 лет ее младше. В своих письмах Клоду она писала: «Ты моя первая абсолютная любовь. Я обожаю тебя всем своим телом и душой. Ты моя судьба, моя вечность, моя жизнь». И он был единственным, с кем она жила под одной крышей.

Однако она по-прежнему оставалась преданна своему Жан-Полю. Он продолжал влюбляться в других женщин, отрицая ревность и пропагандируя прозрачность отношений. В конце своей жизни он тяжело болел, и именно Симона была рядом с ним, ухаживая и заботясь о нем до его последнего вздоха.

Когда Сартр умер, то Бовуар тяжело смирилась с утратой. Она бросалась на его бездыханное тело и требовала, чтобы ее положили в больницу. Слишком сильным было ее горе…

Выводы

Эта необычная женщина воспринималась многими, как икона феминизма и образец для подражания. Она писала: «Любовь — это проклятие для женщин. Женщины в любви становятся изуродованными, теряют себя». Однако умом и сердцем она полжизни была как раз той самой влюбленной женщиной, хоть и старалась это отрицать. Оглядываясь в конце жизни на свою молодость, она признала, что ее увлечение заставило ее напрочь забыть о себе…