Кто такой художник и чем он занимается?

Профессия художника многим видится чем-то абстрактным, невнятным. Она обросла слишком толстым слоем стереотипов и мифов – начиная от «художник должен быть голодным» и заканчивая образом богемного прожигателя жизни, с легким налетом безумия. На самом деле все одновременно и куда проще, и гораздо сложнее. Попробуем дать определение этой профессии, разобраться с ее тонкостями и понять, для кого она подходит.

Описание

Первое определение, которое толковый словарь Ушакова дает слову «художник»: «человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства». Это уже звучит шире нашего привычного понимания термина. Во втором пункте словарной статьи, правда, уже появляется уточнение, упоминающее живописцев и маринистов. Но даже в нем рядом с ними стоят скульпторы, архитекторы, которых мы привыкли воспринимать как представителей других профессий. Таким образом, уже один взгляд на статью из толкового словаря дает нам понять, что сфера деятельности художника куда шире, чем принято думать.

Эта профессия делится на множество специализаций, представитель каждой из которых делает что-то свое. Упаковки продуктов, дизайн персонажей компьютерных игр, образ героев кино, интерфейсы программ, которыми мы каждый день пользуемся – ко всему этому приложили руку художники из различных областей. В истории чаще все остаются художники, создающие представленные в музеях картины. Но это далеко от истины. Углубившись в историю театра, рекламы или дизайна, мы увидим множество имен авторов, чьим полем для творчества был отнюдь не холст. Но лучше рассмотреть все на конкретных примерах, а перед этим – взглянуть на ключевые плюсы и минусы профессии.

Плюсы и минусы

Идеальных профессий попросту не существует. Везде есть свои подводные камни. Относительно профессии художника очень многое зависит от сферы работы. Но есть общие плюсы и минусы.

Плюсы:

  • возможность реализовать творческий потенциал;
  • шанс найти работу со свободным графиком, без привязки к офису;
  • в случае, если вы достаточно талантливы, трудолюбивы, умеете презентовать свои работы – поиск прибыльной работы в интересной сфере не составит труда, художники сейчас нужны во множестве областей, главное – все взвесить, найти свою.

Минусы:

  • с большой вероятностью придется столкнуться с кранчами и работой в сжатые сроки;
  • никто не гарантирует, что ваши работы будут иметь спрос;
  • художник-фрилансер должен понимать, что нестабильные доход и занятость какое-то время будут его верными спутниками;
  • критика, соблюдение сроков, нестабильность – почти 100% гарантия стресса.

Классификация художников

Теперь перейдем непосредственно к тому, какие художники бывают, дадим подробную характеристику некоторым направлениям их работы. Художников разделяют по направлениям, которым они следуют (романтизм, ар-деко, импрессионизм и т. д.), по технике исполнения (акварель, графика, масло и т. д.). Наконец, по области, где они работают (игровая индустрия, театр, иллюстрация и др.).

Все эти классификации условны, один и тот же художник может работать в разных техниках, в разные периоды жизни быть приверженцем различных направлений, да и сменить сферу работы вполне реально.

Акварелист

Буквально – это художник, рисующий акварелью, т. е. использующий акварельную технику – промежуточную между графикой и живописью. Здесь важно умение работать с тоном, светом, умение сделать фактуру бумаги еще одним изобразительным средством, заменяющим рельеф мазка.

Цифровой

Общее обозначение тех художников, что создают свои работы с помощью компьютерной техники, применяя графический планшет и различное программное обеспечение.

Оформитель

А тут мы уже имеем дело с классификацией по сфере деятельности. Сейчас художников-оформителей чаще называют «дизайнерами». Это общее обозначение, включающее в себя тех, кто занят созданием рекламных плакатов, всевозможных упаковок товаров, оформлением интерьеров квартир, домов, продумыванием внешнего вида фасадов зданий, отрисовкой эскизов одежды, разработкой дизайна мебели.

Иллюстратор

Тут суть профессии прочитывается из ее названия. Цель работы художника-иллюстратора – создание иллюстраций к книгам. Здесь важно, помимо непосредственных навыков художника, знать специфику книгоиздательского бизнеса, умение понимать желания заказчика. Задумка иллюстратора должна не только отражать его собственное видение книги, ее персонажей, но и соответствовать требованиям выпускающего редактора.

Живописец

Самое общее обозначение в нашем списке. По сути, живописец – это любой художник, работающий в цвете на твердой плоской поверхности. Материалом может быть масло, акрил, темпера и т. п. Главное здесь – умение работать с цветом, мазком, писать с натуры. Причем последнее отнюдь не означает, что работы должны быть реалистичны.

Живописец в своих картинах дает собственное видение мира, которое может не обладать фотографической точностью.

Гример

Теперь рассмотрим куда более конкретную специализацию. Да, гример – это тоже художник, работающий на весьма сложном материале – человеческом лице и теле. Его работа начинается задолго до старта съемок или поднятия занавеса. Помимо собственно обычного грима, необходимо уметь работать с гримом пластичным, создавать шрамы, раны, знать, что делать с бутафорской кровью, изготовлять «постиж» – парики, бороды, усы.

Работа начинается со сценария. Из него и комментариев режиссера гример должен понять:

  • в каком мире происходит действие;
  • какой исторический период описывается;
  • цветной или черно-белой будет лента, как планируется работать со светом;
  • что собой представляют герои не только в отношении их внешности, важно учесть особенности характера и поведения;
  • какие метаморфозы происходят по ходу сюжета с персонажами.

Когда все это продумано, гример приступает к созданию эскизов, расчету необходимых для работы над проектом материалов – париков, грима, кистей, бутафорской крови и т. д. После обсуждения с режиссером эскизов и примерной сметы, начинается предварительная работа с актерами. Тут могут всплыть подводные камни – несоответствие внешности актера той, что описана в сценарии, необходимость состарить или омолодить кого-то.

Актеру по контракту в другом проекте, например, может быть запрещено сбривать усы или стричь волосы. Какие-то из этих проблем ныне легко решаются компьютерной графикой, если речь идет о кино, но большая их часть ложится на плечи гримера.

Когда проведена необходимая корректировка эскизов, делается пробный грим, разрабатывается окончательная смета. Работа с каждым актером непосредственно перед началом съемок занимает от 15 до 40 минут, исключая случаи со специфичным сложным гримом. Нужно уметь работать быстро, уметь на ходу вносить коррективы в изначальную задумку, добавлять в уравнение такие переменные, как погода, свет, время съемок. И, само собой, нужно уметь наладить контакт с людьми.

Во время съемок гример чаще всего должен находиться рядом с оператором, быть готовым в любой момент подправить свою работу – потекший от яркого света грим, сбившийся парик, отвалившийся шрам. В случае, если сцена снимается не за один раз, необходимо сделать снимок актера в гриме, чтобы избежать киноляпа в итоговом материале.

Важно не путать гримера с визажистом. Визажист работает с лицом, подчеркивает природную красоту, скрывает недостатки. Гример должен учитывать характер персонажа, сюжет произведения. На их основе, по сути, требуется создать лицо заново.

Театральный

Неподалеку от гримеров расположились театральные художники, они же – художники-декораторы. В их задачу входит работа со всем тем, что окружает актеров – с декорациями, предметами окружения, даже со стоящей на столе, в кадре или на сцене едой. Тут, как и в работе с гримом, не обойтись без умения работать со сценарием, вычленять из него всю необходимую информацию.

Другое

И на этих профессиях перечень отнюдь не заканчивается. Анималисты, рисующие животных, маринисты, коллажисты, мастера леттеринга – перечень областей и направлений, которыми занимаются художники, можно продолжать очень долго, все не ограничивается портретом, пейзажем, натюрмортом. Но еще на нескольких профессиях мы все же остановимся подробнее. Пока что не будем далеко уходить от театра и кино.

Художник-постановщик (сценограф)

Человек, который является, по сути, соавтором режиссера, и под началом которого работает целая группа авторов – от декораторов до гримеров. Сценограф разрабатывает в соответствии с задумкой режиссера облик спектакля, его стилистику, создает макеты декораций, контролирует подбор реквизита, костюмов.

Художник по костюмам

Вопреки расхожему заблуждению, художник по костюмам важен не только при работе над историческим или фантастическим фильмом или спектаклем. Одежда персонажей, действующих в нашем мире и в наше время, не менее важна. Она подчеркивает ситуацию, характер героя. В кадре костюм нужного цвета может добавить необходимый акцент, даже если надет на актера массовки.

Игровые художники

Индустрия, в которую сейчас стремятся очень многие художники, – игровая. Их можно понять. Да, разработка небольших инди-игр – дело отнюдь не прибыльное, а часто даже убыточное. Но есть ААА-проекты, попадание в команду которых гарантирует неплохие гонорары, дает шанс, что тебя заметят.

В сфере игр задействовано несколько художественных профессий.

  • Арт-директоры – больше менеджеры, чем непосредственно художники, но без соответствующего образования, навыков, таланта, понимания процессов творческой деятельности тут не обойтись, координируют работу над художественной составляющей проекта.
  • Иллюстраторы – отвечают за статичный визуальный контент обложки, аватары персонажей, загрузочные экраны, постеры, буклеты и т. д.
  • Графические дизайнеры – разрабатывают логотипы, иконки, вместе с иллюстраторами работают над сопутствующей полиграфией.
  • UI-дизайнеры – создают пользовательский интерфейс, «мелочь», за которую геймеры и критики могут разнести проект «в щепки».
  • Концепт-художники – на их плечах лежит задача создания непосредственно визуальной концепции игры – дизайна персонажей, эскизов локаций, оружия и т. д. Работа, где в первую очередь необходимо обладать недюжинной фантазией и умением генерировать идеи, не выбиваясь при этом из общей концепции.

Вот так мы подошли к следующей важной теме – необходимым для художника знаниям и качествам.

Знания и навыки

Знания, требуемые для работы, будут отличаться в различных областях. Пройдемся по основным:

  • знание материалов, умение с ними работать;
  • основы живописи, рисунка, работы с цветом, композицией;
  • знание теории и истории искусства, терминологии;
  • понимание современных тенденций;
  • владение несколькими техниками творчества;
  • понимание основ анатомии человека и животных;
  • представление о теории графического дизайна;
  • понимание базовых принципов восприятия человеком визуальной информации;
  • собственный авторский стиль, нужно уметь отходить от него, если того требует проект;
  • умение рисовать как от руки, так и с помощью графического планшета, потребуются навыки работы с растровой и векторной графикой в специализированных программах: Adobe CC, Adobe Photoshop, CorelDraw, Krita и т. д.

В зависимости от сферы, к этому списку могут добавиться математика, леттеринг, коллажирование, знание программ для работы с 3D-графикой, основы режиссуры, основы печатного дела и т. д.

Личные качества

Что до черт характера, необходимых личностных качеств, тут список будет не менее объемным. Чтобы выжить и преуспеть в профессии, понадобятся:

  • воображение – без этого инструмента художнику никуда;
  • хорошая визуальная память, внимание к мелким деталям;
  • многозадачность, высокая работоспособность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение организовывать свой рабочий график самостоятельно, хорошие навыки тайм-менеджмента;
  • желание показать свою работу людям, умение ее подать и продать, отсюда – клиентоориентированность, готовность коммуницировать со множеством людей – с заказчиками, галеристами, критиками, коллегами (стать востребованным художником, не выходя из мастерской или из-за компьютера, не получится);
  • способность трезво воспринимать как критику, так и похвалу;
  • готовность постоянно учиться, пробовать что-то новое, самосовершенствоваться, дополняя свое портфолио;
  • ответственность.

Естественно, мало кто способен обладать всем списком черт сразу, а творческий путь конкретного художника может не потребовать каких-то качеств или, наоборот, дополнить этот перечень. Но развивать в себе эти черты стоит любому, кто планирует строить карьеру в данной сфере.

Обучение

В идеале, если родители видят у ребенка склонности к творчеству, желание этим заниматься, начинать художественное образование нужно с раннего возраста. Различные кружки, а в дальнейшем художественная школа никому не помешают, если в них не гонят из-под палки – такое может отбить тягу взяться за карандаш надолго. Важно помнить, что как бы ни был необходим собственный стиль, знание основ академической живописи даст вам базу, на которой этот стиль будет выстраиваться. Самоучки могут пробиться в ряде специальностей – это факт, но высшее образование в подходящей сфере – важное подспорье в будущих поисках работы.

Начать можно как со средне-специального образования – колледжа или техникума, куда можно поступить после 9 класса, так и с поступления после 11 класса в вуз соответствующего профиля. Наиболее престижными в России принято считать Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Не преуменьшайте роль курсов, дистанционных и классических. Они могут помочь улучшить имеющиеся и получить новые навыки, а некоторые профессии (гример, ряд специальностей игровой сферы и т. п.) можно освоить, по большому счету, только с помощью курсов.

Где работает?

Основные сферы работы художников мы уже упоминали, говоря об их видах. Это книгоиздательство, реклама, веб-разработка, игровая индустрия, кино, театр, дизайн костюма, интерьера, упаковки, работа в галерее или музее. И, само собой, создание работ на заказ, фриланс.

Сколько зарабатывает?

Заработная плата художника напрямую зависит от направления и сферы работы. То же самое можно сказать о стабильности дохода. Суммы колеблются от пары тысяч рублей за проект рядового фрилансера до баснословных гонораров именитых мастеров. Средняя ставка иллюстратора, в зависимости от опыта и масштабов работы, 15-70 тысяч рублей. Художник-оформитель может рассчитывать на гонорар до 40 тысяч.

Обсуждать ценник на картины бессмысленно, он зависит от слишком многих критериев и выставляется самим художником. В большинстве случаев цена портрета, написанного с привлечением компьютерных технологий, будет начинаться от тысячи рублей. Черно-белый скетч может стоить меньше тысячи, а цветной арт в полный рост с проработанным фоном – около 4 тысяч. Расценки напрямую связаны с востребованностью автора, сложностью конкретной работы.

Выбор профессии художника зависит не только от наличия или отсутствия таланта. Это должно быть взвешенное и осознанное решение, понимание сферы, в которой хочется себя проявить. Талант – лишь база, которая будет иметь значение только в случае постоянной, кропотливой работы.