Кто такой госслужащий и что он делает?

Желающим стать госслужащими необходимо сначала разобраться, кто же относится к государственным служащим в России, каков список профессий таких работников в настоящее время. Потом нужно уточнить, что они обязаны делать. И только затем стоит интересоваться аттестацией, зарплатой и карьерными ожиданиями.

Кто это такой?

Само понятие «госслужащий» в России относится, как ни странно для многих, далеко не ко всем, кто работает в государственных организациях. Так, например, различные представители вооруженных сил и иных силовых структур, дипломаты и занимающие выборные должности лица, а также их помощники, в эту группу в узком смысле слова не попадают. Также не являются в РФ госслужащими и представители вспомогательного, технического персонала госучреждений. Стоит отметить при этом, что в перечне из профильного закона, напротив, в этот разряд относят:

  • военнослужащих;
  • федеральных государственных служащих;
  • федеральных государственных гражданских служащих;
  • прочих сотрудников госслужбы, определение состава которых происходит в иных законах;
  • административный персонал конкретных регионов.

Классифицирующих признаков всего два: выполнение профессиональных обязанностей на национальном или региональном уровне и получение денежных выплат за эти обязанности из общероссийской или региональной казны. Потому полицейский и клерк в МФЦ считается госслужащим, а депутаты и мэры в данную категорию не входят. Отличием от людей, выполняющих даже вроде бы те же самые функции иногда в общественном или коммерческом секторе, выступает наличие особых полномочий, которые также закрепляют законодательно. Все они решают свои задачи в порядке, необходимом для функционирования всей государственной власти.

Список профессий чиновников очень велик. Он приводится в тематических нормативных документах, прежде всего в указе президента. Но в более простом виде этот перечень таков:

  • правительство страны, правительства и администрации всех регионов страны и крупных городов, их министерства и ведомства, локальные подразделения и аппараты управления;
  • представители прокуратуры;
  • правоохранительные структуры;
  • вооруженные силы;
  • аппарат Государственной Думы и Совета Федерации;
  • администрация президента;
  • представители МИД в России и за границей;
  • аппарат судов всех уровней;
  • аппарат уполномоченного по правам человека.

При этом гарантированно не входят в этот состав:

  • персонал муниципалитетов;
  • работники предприятий, находящихся в государственной собственности;
  • судьи;
  • персонал бюджетных учреждений;
  • медики;
  • педагоги.

Госслужащий работает всегда по контракту. Сотрудники бюджетных учреждений работают по трудовым договорам. Их статус фактически не отличается от статуса персонала коммерческих фирм и нанятых ИП. Служащим назначают денежное довольствие в полном соответствии с нормами общегосударственного или ведомственного характера. Бюджетникам платят зарплату с учетом доступного финансирования, а также по усмотрению бухгалтеров и руководящих сотрудников.

Высокий статус госслужащего недоступен тем, кто:

  • признан недееспособным;
  • был судим, и судимость не снята или погашена;
  • отказался оформлять подписку о неразглашении, если государственная тайна нужна для выполнения задач;
  • болеет теми или иными недугами;
  • лишился российского гражданства или стал обладателем двойного гражданства;
  • не имеет необходимого уровня квалификации для выполнения базовых обязанностей.

Виды должностей и обязанности

Высшая

Этот тип гражданских государственных служащих обозначен как «действительные государственные советники». Они делятся дополнительно на 3 базовых ранга:

  • 1 класс совпадает по статусу с генерал-полковником или флотским адмиралом;
  • 2 класс равен генерал-лейтенанту либо вице-адмиралу;
  • наконец, 3 категория официально приравнена к генерал-майору (или, в военно-морской сфере, к контр-адмиралу).

Стоит учесть, что в прокуратуре деление по рангам не приравнивается к военной и военно-морской службе. Там своя градация должностных позиций, которые приравниваются к государственным советникам министерства юстиции. Специальные звания также введены в:

  • полиции;
  • таможенной службе;
  • общих органах юстиции.

Главная

Это уже просто «государственные советники», добавление «действительные» к ним применять нельзя. Точно так же выделяют 3 ранга. Они приравниваются к:

  • полковникам и капитанам первых рангов;
  • подполковникам и капитанам вторых рангов;
  • майорам и капитанам третьих рангов.

Ведущая

Тут выделяют звания советников. Опять есть деление на 3 ключевых ранга. Их приравнивают к:

  • капитанам и капитан-лейтенантам;
  • старшим лейтенантам;
  • лейтенантам;
  • юристам 1-3 разрядов (на прокурорской службе).

Старшая

И вновь классификация категорий имеет 3 звена. Сами должности на этом уровне называют референтами. Соответствие предусмотрено:

  • младшим лейтенантам;
  • прапорщикам;
  • старшим мичманам.

Младшая

Самые низкие федеральные и региональные классные чины госслужбы — это младшие советники. В эту же группу относят и секретарей. Аналогичные военные позиции — главные старшины на кораблях, старшины и сержанты, ефрейторы. В прокуратуре идентичных позиций не предусмотрено. В полиции идентичные по ранжиру рабочие места — от рядовых до старших сержантов включительно.

Но этой градации недостаточно, чтобы четко описать, что входит в функции при работе госслужащих, чем они обязаны заниматься, а что им делать запрещено. Альтернативное и более удобное деление таково:

  • руководители (включая заместителей);
  • помощники (они же советники) — помогают руководителям;
  • специалисты — на профессиональном уровне решают те или иные задачи;
  • обеспечивающие специалисты (работают с информацией, документацией, финансовыми и хозяйственными моментами, без которых деятельность госорганов нереализуема).

Руководители и помощники относятся к высшей, главной, ведущей категориям служебных позиций. Те же самые ранги, включая и старший разряд, могут иметь специалисты. Что касается обеспечивающих специалистов, то они не могут быть только руководителями и их заместителями. Нахождение на постах другого уровня для них допустимо.

Соответствие между различными гражданскими, военными, прокурорскими и полицейскими служебными уровнями введено не случайно — оно позволяет спокойно переходить из одного профиля в другой без чрезвычайно сложного подсчета статуса, а также определять, кто главнее в конкретной ситуации.

Служебные привилегии немыслимы без обязанностей — и обойти этот момент при характеристике деятельности госслужащих также нельзя. Необходимые функции закрепляют в регламентах отдельных ведомств. Более четко они расписаны в персональных контрактах. Служебные требования в общем виде таковы:

  • исполнение основных государственных законов (в том числе при общении с гражданами и представителями организаций);
  • строгое следование должностному регламенту;
  • исполнение распорядка, утвержденного приказом по ведомству;
  • поддержание и при необходимости усиление квалификации;
  • сохранение всех видов тайны, предусмотренной законодательством;
  • избежание любой клеветы и распространения ложной информации.

Отдельный блок обязанностей связан с антикоррупционными мерами. Речь про:

  • информирование о себе и членах семьи, об иных родственниках, о доходах и располагаемом имуществе;
  • информирование о выходе из гражданства или появлении двойного гражданства;
  • соблюдение установленных регламентами антикоррупционных процедур;
  • уведомление о личной заинтересованности в том или ином решении по конкретной проблеме;
  • сообщение о любых попытках подкупа, давления.

Права

Государственная служба привлекает многих людей именно полномочиями, которые им дают. Но они заметно отличаются в зависимости от замещения:

  • собственно административных должностей;
  • постов в полиции;
  • военных и военно-морских званий;
  • определенных позиций в прокуратуре, таможне и министерстве юстиции.

Любой такой человек, однако, вправе знать актуальный регламент и иные документы, которые определяют его функции, задачи и требования, важные критерии эффективности. Также есть право ознакомиться с оценками своей деятельности руководством, контролерами и иными лицами, которым законом дозволено давать отзывы. Сюда же относятся права на ознакомление с личным делом, на добавление к этому делу собственных объяснений по разным случаям и событиям, иных материалов. В отдельную группу выделены те полномочия, которые позволяют эффективнее и быстрее выполнять профессиональные обязанности. Речь идет про:

  • поддержание условий технического и организационного характера;
  • истребование у руководства, иных сотрудников, частных лиц и организаций любых сведений;
  • представление предложений насчет улучшения работы государственного органа;
  • получение доступа к государственной тайне и другим данным ограниченного доступа, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

Госслужба предполагает довольно широкий перечень социальных и частных прав у всех, кто ею занимается. Так, по закону в контрактах должны прописываться продолжительность и условия отдыха, параметры оплаты труда, дополнительные выплаты поощрительного характера.

У чиновников есть полное право участвовать в профессиональном союзе, представляющем их интересы, или же отказываться от участия в таковом союзе. Принуждение к участию в нем, к выходу из него или же к голосованию на профсоюзном собрании определенным образом не допускается. Государственный служащий имеет полное право отстаивать свои интересы, прописанные в законодательстве.

Он может делать это:

  • обращаясь к непосредственному начальнику;
  • подавая жалобы вышестоящему руководству;
  • подавая иски в суд и возражая на них в ходе процесса;
  • привлекая внимание общественности (но только без ущерба для репутации службы в целом, своей организации и ее руководителей в особенности).

Неотъемлемыми защищаемыми правами также является медицинское страхование и получение государственной пенсии как минимум в том же размере, который назначается для обычных граждан в аналогичных условиях. Обычно же различные ведомства предоставляют своим сотрудникам расширенные гарантии как медицинского, так и пенсионного характера.

Гражданские служащие имеют право заниматься иной работой на возмездной основе, кроме случаев, когда вероятен конфликт интересов или становится невозможно выполнять основные обязанности. Наниматели — и ведомство, и сторонняя организация или индивидуальные предприниматели — должны быть оповещены о таком совместительстве уведомлением на специальном бланке.

Полицейские, военнослужащие, представители национальной гвардии и некоторых других структур работать по совместительству не могут.

Основные требования

Предельный возраст госслужащих должен составлять не более 65 лет. Это требование закреплено в законодательстве и не может отменяться на ведомственном уровне. При наличии статуса помощника или советника, помогающего тому или иному лицу, срок занятия должности разрешается продлевать решением непосредственного руководителя или начальника организации (филиала, подразделения, ведомства). Этот срок не может превышать время пребывания в должности сотрудника, которому оказывается помощь. Для руководителей дозволено продление возраста занятия должности решением их начальников или назначивших на пост структур. Но и такое продление невозможно более чем до 70 лет.

Если все же есть необходимость в дальнейшем исполнении госслужащим своей функции или других задач в госоргане, его можно нанять по срочному трудовому договору на позицию, не относящуюся к перечню позиций государственной гражданской службы. Проверять качества и навыки служащих полагается при первичном замещении ими должности. Эта проверка проводится либо по предъявлению документов, либо путем испытательного срока, который может быть длиннее или короче, что определяется конкретной должностью и местом работы.

Дополнительно проводятся ежегодные квалификационные экзамены, выясняющие профессиональную пригодность и уровень мотивации чиновника.

При переходе на более высокую должностную позицию обязательно проводится дополнительное собеседование. Все прочие виды испытаний и проверок в гражданском секторе не допускаются. А вот в структурах, отвечающих за безопасность государства, проверки будут гораздо строже. Обычно наличие трудового стажа и положительных рекомендаций с прежнего места работы означают, что кандидат будет принят после краткой беседы. Однако для кандидатов моложе 22 лет предусмотрена обязательная стажировка, независимо от уровня образования и иных моментов.

Госслужащий должен знать:

  • конституцию страны;
  • федеральные законы;
  • должностное расписание;
  • служебный регламент;
  • приказы и распоряжения по ведомству;
  • должностную инструкцию;
  • правила документооборота;
  • свои полномочия и обязанности;
  • другую информацию, которая необходима и желательна для выполнения работы.

Обучение

То, что госслужащим платят достаточно много, мотивирует многих стремиться стать ими. Однако это невозможно без проведения периодических аттестаций, первая из которых проводится уже при поступлении на должность. Цель аттестации — проверка соответствия исполняемым обязанностям. Итогом ее является подготовка мотивированного отзыва за контролируемый период. К этому акту добавляют информацию о выполненных проектах и решенных задачах.

По умолчанию аттестационная проверка проходит 1 раз в 36 месяцев. Иное предусматривается специальными распоряжениями. Она может быть организована, если есть основания полагать, что компетентность сотрудника госоргана утрачена досрочно, либо при переводе на новый уровень, либо при реорганизации структуры. При любых аттестациях обращают внимание на уровень подготовки оцениваемых лиц. Теоретически можно пройти подготовку по специализации «государственное и муниципальное управление» в любом вузе.

Но наилучшие перспективы открыты перед выпускниками:

  • МГУ;
  • МГИМО;
  • РАНХиГС;
  • ВШЭ;
  • академии ФСБ;
  • финансового университета при правительстве;
  • РЭУ имени Плеханова;
  • ДвФУ;
  • УрФУ;
  • ОмГУ;
  • Тихоокеанского государственного университета;
  • СКФУ;
  • ТУСУР.

Крупные чиновники часто имеют юридическую подготовку. Довольно многие из них также получили образование по:

  • экономическим специальностям;
  • социологии;
  • международным отношениям;
  • военному профилю;
  • иностранным языкам.

Зарплата

Оклады в государственных органах стабильны. Помимо этого, служащие получают отличные пенсии и крупные льготы сообразно исполняемым обязанностям. Средняя заработная плата в госорганах составляет 60000 рублей в месяц. В центральных структурах министерств и ведомств она превышает 140000 рублей. В исполнительной власти доход достигает 130 тысяч, в судах и прокуратуре – 122 тысяч, в прочих структурах – 180 тысяч.

На региональном уровне разница между доходами представителей исполнительной власти федерального и местного статуса достигает более чем 40%. Она касается еще и конкретных субъектов федерации, и уровней управления.

В среднем по регионам госслужащие получают 55700 рублей. На муниципальном уровне — 45500 рублей. Многое зависит от конкретной позиции.

Карьера и перспективы

Профессиональное развитие госслужащих во многом зависит не только от них, но и от непосредственного руководства. Некоторые находятся на одной должности несколько лет, а другие быстро растут. Необходимо учесть, что самые «вкусные» места обычно оставляют для «своих» людей. Характер работы во многих случаях откровенно бюрократичен. При перемене руководства велика опасность лишиться должности, не угодив новому начальнику.

Повысить шансы на успех можно благодаря:

  • второму высшему образованию;
  • изучению иностранных языков;
  • изучению особенностей и нюансов конкретной сферы (налоговой или финансовой, торговой или строительной, жилищно-коммунальной или иной области управления);
  • налаживанию контактов с руководством;
  • расширению общего кругозора;
  • умению использовать общую теорию управления и других дисциплин на практике;
  • успешному решению возникающих задач в кратчайший срок и с минимальными затратами трудовых и иных ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *