Игры для детей на Масленицу

Игра в жизни ребенка имеет особое значение. Это не только интересное времяпрепровождение, но и развитие мышления, координации движений. А если приобщить игру к определенному празднику, то это еще и очередной способ лучше познакомиться с окружающим миром. Спланированные должным образом игры на Масленицу не только развлекут детей, но и познакомят их с обычаями и обрядами наших предков – древних славян.

Уличные игры

Традиционные масленичные хороводы и состязания (перетягивание каната, кулачный бой) можно разнообразить с учетом возраста детей различными другими играми и конкурсами, проведение которых можно организовать как на улице, так и в помещении. Такие мероприятия важны, поскольку имеют и культурно-воспитательное, и развивающее значение.

На улице на Масленицу для детей лучше всего подбирать подвижные игры с массовым участием всех ребят. А если масленичная неделя выдалась холодной, то стоять и вовсе никто не должен. Чтобы детские игры были веселыми, заранее подготовьте различные кричалки, которые поднимают настроение и придают чувство азарта соревнующимся детям.

На музыку в данном случае рассчитывать не стоит, так как на улице звук рассеивается, заглушают его и крики ребят.

«Кострома»

Дети становятся в круг, держась за руки, и медленно водят хоровод. Ведущий, играющий роль Костромы, стоит в центре хоровода. Между детьми происходит музыкальный диалог (все поют):

  • «Кострома, Кострома, сударыня моя!
  • У Костромы кисель с пирогом,
  • У Костромы пирог с творогом!»
  • Ты ль здорова, Кострома?»
  • Кострома: «Здоровенькая была!»
  • Дети: «Где была, Кострома?»
  • Кострома: «На речонке вчера!»
  • Дети: «Что видала, Кострома?»
  • Кострома: «Серую уточку!»
  • Дети: «А что делаешь сейчас?»
  • Кострома: «Сейчас вас всех словлю!»

На последних словах Костромы дети, отпустив руки друг друга, разбегаются, а Кострома их догоняет.

Игра «Карусель»

На шест привязывают ленточки, которых должно быть на 1 меньше, чем количество детей. Играет музыка (в младших группах лучше будет, если дети вместо музыки будут петь, так как пение способствует развитию артикуляционного аппарата), шест крутится. Как только музыка выключится, дети должны схватить ленту. Кто не успел, тот выбывает. Так продолжается до тех пор, пока не останется 1 человек.

Вместо шеста можно использовать обруч, к которому также привязываются ленты.

В центр обруча становится ряженый человек и по необходимости держит его или крутит. Кроме всего прочего, ленты можно привязать и к поясу человека, играющего роль, например, весны. Человек, вращающий карусель, произносит слова:

  • Кое-как, еле-еле
  • Кружится карусель,
  • Но потом-потом
  • Лучше все бегом.
  • Но сначала не спешите,
  • А нашу карусельку остановите.
  • Раз-два-три,
  • Карусель, замри.

Допустимо проведение игры как в зале, так и на улице.

«Горелки»

Дети становятся парами друг за другом и, держась за руки, поднимают руки вверх (как для игры в «Ручеек»). Последняя пара, также держась за руки, проходит между ребятами через всю колонну и становится первой, также поступают и все остальные пары. Как только все пройдут через так называемый коридорчик, все, по-прежнему стоя парами, поют песню «Гори, гори ясно»:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Посмотри на небо,

Птицы летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

На последних строках песни первая пара, разбежавшись в стороны, направляется к концу колонны, а ведущий (им может быть взрослый или ребенок, которому не досталась пара) пытается кого-нибудь из первой пары поймать. Если детям удалось добежать до конца колонны, то они снова становятся парой. Если кого-нибудь из них успели поймать, то он становится ведущим, а оставшийся ребенок и тот, кто ловил, замыкают колонну.

«Догонялки» или «Ловишки»

Можно с ребятами на Масленицу поиграть и в знакомые всем «Догонялки» или «Ловишки», только для поддержания праздничного настроения в игру нужно внести некую новизну. Можно, например, нарядить ведущего.

Чтобы дети знакомились с культурой древних славян, рекомендуется для ведущего использовать таких персонажей, как козел-коза (у наших предков они считались символом плодородия), Весна, Масленица.

Игра «Сковороды»

На снегу чертится круг, размер которого зависит от количества детей (чем больше ребят, тем больше круг). Данный круг считается имитацией горячей сковороды. На счет 3 ребята, стоящие возле круга, прыгают на 1 ноге, пытаются подтолкнуть в круг своего соседа. Кто туда попал, тот и изжарился.

Чтобы не было столпотворения, рекомендуется чертить круг, например, отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.

Помимо игр, не обходится Масленица и без конкурсов.

  • Конкурс «Бой на скамейке». В старину ни одна Масленица не обходилась без масленичных кулачных боев. Подобное состязание, продумав технику безопасности с учетом возраста детей, можно провести и в детском саду. Это может быть бой на скамейке подушками (для старших групп), для младших можно использовать бой на скамейке, используя для этого воздушные шары в виде палок или картонные мечи. Задача состязающихся сражаться до тех пор, пока соперник не упадет со скамейки.
  • Конкурс «Кто больше?». Поскольку Масленица – это не только поедание блинов, но и встреча весны, то можно провести состязания на скорость и ловкость, добавив в игру праздничную атрибутику. Допускается проведение конкурса «Кто больше?» в качестве самостоятельного, а можно включить его в состав эстафеты. Дети делятся на команды, задача которых собрать как можно больше разбросанных по полю (залу, площадке) либо искусственных подснежников, либо, например, бумажных блинов.

Конкурсы в помещении

Допускается проведение в помещении упомянутых выше игр и конкурсов: «Кто больше?», «Бой на скамейке», «Карусель». Но кроме них, есть еще немало интересных заданий, рекомендованных непосредственно для проведения в музыкальном зале или другом, предназначенном для праздника, помещении.

  • «Блин золотой». Дети стоят в кругу (за руки держаться не нужно), играет музыка. Тем временем из рук в руки передается какой-либо символ Масленицы. Это может быть картонный блин, игрушечное солнце или кукла, наряженная в Весну или Масленицу. Как только музыка замолкает, ребенок, в руках которого остался атрибут, выходит в круг и начинает танцевать. Затем музыка продолжается, ребенок становится на свое место, и игра продолжается.
  • «Неподвижные жмурки». Выбирается водящий, которому завязывают глаза и крутят его на месте несколько раз то в одну сторону, то в другую. Остальные ребята разбегаются по залу и замирают на месте. Затем водящий с завязанными глазами ходит по залу и пытается запятнать всех ребят. Выигрывает тот, кого запятнали последним.
  • Во время масленичных посиделок можно провести игру «Бубен». Сидя за столом, дети под музыкальный аккомпанемент передают друг другу бубен. Как только музыка перестает играть, ребенок, в чьих руках оказался бубен, выходит из-за стола и веселит остальных (танцует, поет песню).
  • «Курочка на жердочке». Данная игра является своего рода массовым состязанием. Для ее проведения понадобится много широких книг в толстом переплете (можно взять в библиотеке). Книги расставляются по залу в шахматном порядке небольшими стопочками (по 3–4). Игроки подходят к стопочке и на счет 3 пытаются на нее запрыгнуть. Выигрывает тот, у кого получилось.

Когда останется меньше игроков, задачу можно усложнить, сделав стопку книг повыше. Игра является пародией на состязание «Залезь на высокий столб».

Хороводные забавы

Ни одно масленичное гуляние не проходит без традиционного русского народного хоровода. Данная забава направлена не только на улучшение координации движений, но и способствует развитию музыкального слуха.

Если во время хоровода малыши подпевают, то, кроме всего прочего, развивается и артикуляционный аппарат.

«Хоровод с платком»

Дети берутся за руки и начинают водить хоровод, а в центре круга стоит Масленица (ряженый взрослый) и запевает:

  • Я Масленица, Масленица, но не падчерица,
  • Как с платком пойду, к вам сейчас же подойду!
  • На плечах платочек лежит, кто первее прибежит,
  • У меня платочек берет и весну к нам зазовёт!
  • Дети подпевают ей:
  • Приди весна, приди красна! Будет всем нам не до сна!
  • С радостью скорей приди! Всех нас солнцем одари!

На последних строках хоровод останавливается, а Масленица указывает по своему усмотрению на 2 ребят, которые входят в круг и становятся друг к другу спинами. На счет 3 ребята бегут в противоположные стороны. Победит тот, кто первым добежит до Масленицы и возьмет у нее платок.

«Почем блины?»

Это музыкальная драматизация. Дети должны внимательно слушать ведущего и повторять за ним все действия (в младшей группе движения можно разучить заранее):

  • разводим огонь в печи – ребята, стоя в кругу, громко топают, изображая треск горящих дров;
  • нужно накалить сковороду – ребята, взявшись за руки, танцуют;
  • берем варенье – играет песня, где упомянуты ягоды (например, «Ах, малинка-малинка моя»), дети танцуют;
  • намазываем блины вареньем и складываем их – дети в произвольной форме показывают ком (это может быть сужение хоровода к центру);
  • славные получились блины – дети расходятся в разные стороны, изображая круглый блин.

Забава «Скоморохи»

Подходит для младших дошкольников. Дети надевают шапки скоморохов с бубенцами и выполняют различные задания. Это могут быть танцевальные движения или пародия на животных.

Программа для самых маленьких

Представляем вашему вниманию конкурсную программу празднования Масленицы для самых маленьких (ясельная группа), которую можно провести как в музыкальном зале, так и в игровой зоне группы детского сада.

Дети по возможности наряжены (поскольку не все ребята от 1,5 до 3 лет соглашаются переодеться, то вполне достаточно ободка на голову с образом какого-либо персонажа) и сидят на стульчиках.

Появляются Скоморохи (взрослые): Ванька и Петрушка.

  • Ванька: Здравствуйте, мальчишки!
  • Петрушка: Здравствуйте, девчонки!
  • Скоморохи вместе: И взрослым здравия желаем!
  • Дети вместе с взрослыми: Здравствуйте!
  • Петрушка: Я Петрушка-веселушка!
  • Ванька! Я Ванька-встанька!
  • Скоморохи вместе: И пришли мы вас позабавить, Масленицу справить, зиму проводить да весну встретить!
  • Под устрашающую музыку появляется Зима. Зима: Так-так-так! Кто тут меня прогнать хочет? Кому надоели мои снежки да катание на санках?
  • Скоморохи хором: Нет! Нет! Нет! Матушка Зима, твои забавы нам, конечно же, не надоели, но ведь тебе же пора отдохнуть. Птичкам и зверюшкам пора солнышко весеннее встречать!
  • Зима: Если ждете теплых дней, если солнышка хотите, то меня же развлеките! Зовет Снеговика: «Эй, Снеговик, друг мой верный, приходи сюда скорей, поиграем веселей!» Появляется Снеговик, катит телегу, в которой много снежков, сделанных из ваты или белой бумаги.
  • Снеговик: Здесь я, Матушка Зима, поиграем, детвора?
  • Дети: ДАААА!
  • Снеговик: Ну-ка, дети-детвора, у меня здесь снежная гора! Снежки в руки вы берите и нас с Зимою снегом завалите.
  • Дети под руководством скоморохов и воспитателей кидают снег в Снеговика и Зиму. Игра заканчивается, когда снега в телеге не останется.
  • Зима: Ох, устала я немножко! Посидеть бы отдохнуть да на вас еще взглянуть!
  • Воспитатель: Конечно, Зимушка-зима, посиди у нашего двора (приглашают ее сесть на стул), покажут тебе, как они умеют водить хоровод.
  • Дети с помощью упомянутых выше персонажей становятся вокруг Зимы в круг и берутся за руки. Воспитатели, дети водят под веселую музыку хоровод и говорят: «Зимушка – зима! Где же ты была?»
  • Зима: Холод к вам я несла и на землю им трясла! (Дети трут себя ручками, изображая холод.)
  • Воспитатели, дети: Ах ты, Зимушка-зима, не заморозишь ты меня. Буду бегать и плясать да тебя потешать.
  • Сначала, по мере возможности, быстро бегут по кругу, а потом медленно сужают круг к Зиме. Затем, рассоединив руки, убегают, Зима их догоняет.
  • Зима: Ох, вы детки-детвора, утомили вы меня. Видно, правда, нужно отдохнуть, для других освободив путь.
  • Снеговик: Как-то стало здесь теплеть, убираем, детки, снег, и пойдем мы отдыхать, а вам пора Весну встречать.
  • Дети с помощью воспитателей и скоморохов кидают снег в телегу. Зима уходит. Появляется Весна.
  • Весна: Здравствуйте, ребята. Ох, и долго я ждала яркого солнышка тепла. Только вот ведь незадача: лучи солнышка маловаты. Воспитатель размещает на доске плакат с солнышком без лучей.
  • Скоморохи: Здравствуй, Матушка Весна, это вовсе не беда. Мы с ребятами сейчас мигом все исправим в раз.
  • Макает кисть в желтую краску и рисует луч. Взрослые помогают детям нарисовать лучи.
  • Весна: Вот спасибо, детвора, чувствую я солнышка тепло. Мне пора уж уходить, но хочу вас угостить. (Приносит и ставит на стол тарелку с блинами.) То солнышка тепло, дарит всем оно добро.
  • Скоморох Петрушка: Ну и нам, друзья, пора, убегаем со двора.
  • Скоморох Ванька: Ну а вы ручки мойте и садитесь, хорошенько подкрепитесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *