Энкаустика в живописи

Энкаустика переводится с древнегреческого как «выжигание», но только техника предполагает использование не выжигательного прибора для получения декоративных эффектов, а воска. Это он связывает краски, создавая оригинальные полотна. Техника сложна в исполнении, но очень интересна.

Что это такое?

Энкаустика – не самая популярная техника, что может быть связано с ее сложностью. Дело в том, что живописцу приходится проделать довольно много технически непростых действий, чтобы воплотить задуманное.

Надо очень внимательно подбирать рецептуру краски, заранее заготовить каждую краску, потому что смешать их на палитре прямо во время работы уже не получится.

Также восковая живопись требует очень быстрого действия, пока воск мягкий. Материал основы может быть только твердым – например, камень либо дерево, бетон либо даже штукатурка. Наконец, всегда должен быть под рукой открытый тепловой источник, который разогреет быстро остывающий красящий состав.

Зато энкаустика технически совершенна, хотя со временем и она претерпела изменения. Например, в древности для портретов по большому счету использовались краски, связующим компонентом которых было нечто смоляно-восковое, иногда туда же добавлялось масло. Сейчас же стараются использоваться краску, которую изобрел художник-реставратор Евгений Кудрявцев. Он сделал тягучую и жирную субстанцию, потому что в основе ее исключительно воск. И на полотно такую краску наносят электрическим пером, с которого состав будет медленно стекать.

А еще есть воск, изобретенный Фрицем Файссом. Он твердый, имеет высокую температуру плавления и очень удобен для данной техники. Конечно, все эти нюансы более известны специалистам, профессионалам. Среди ярких имен художников, занимающихся энкаустикой, стоит упомянуть Ганса Шмидта, Тони Шермана, Эстер Геллер, Бетси Эби. Но не нужно бояться, что только большим мастерам подвластно это искусство, оно благосклонно и к новичкам, адаптировано и для детей тоже.

История происхождения

Древние греки под энкаустикой подразумевали способ рисования, при котором нагретые восковые краски ложились на доску из мрамора либо другого камня, а краски потом оплавлялись. Проще говоря, они вжигались в полотно. И художник, который этим занимался, назывался вжигающим. Есть мнение, что происхождение этой техники относится к Египту. И дело в изобретательности древних мастеров, которым нужно было расписывать гробницы так, чтобы краска оставалась на поверхности, была прочной. Приходилось что-то в нее добавлять, и этим компонентом становился воск.

Есть исследование, которое провел Эйбнер, – проверялись химическим способом египетские росписи по камню. И возраст этих росписей – около 3 тысяч лет до нашей эры. Исследование подтвердило, что роспись производилась именно восковыми красками. Надо отметить, что воск хорошо сохранился, и его можно было изучить отдельно. Точку плавления он имел ту же, что и свежий воск. Выходит, что еще до Греции энкаустика существовала в Египте, и что ею расписывали гробницы. Но информации все равно маловато, потому что греческих классических памятников восковой живописи для изучения фактически нет. И большие раскопки мало что дали в этом смысле.

Но есть литературные свидетельства, в которых упоминаются Апеллес, Зевкоис и другие греческие живописцы, чьи работы были вывезены в Рим. В основном эти шедевры попадали во владение богатых патрициев. По некоторым другим литературным изысканиям стало ясно, что и станковые картины в античной живописи часто выполнялись восковыми красками, и что греки в той же технике расписывали и свои суда. Кстати, даже слово «воск» в те времена было синонимично слову «краска», что также говорит о распространенности и даже доминировании энкаустики.

Если очень далеко забежать вперед, можно сказать, что новый архизначимый виток интереса к восковой живописи возник в XIX веке. И «архи» здесь используется и с целью каламбура, потому что именно археологические раскопки стали стимулом для нового обращения к энкаустике. Например, в 1845-м, в Сен-Медар де Пре, что рядом с Парижем, были найдены поселения античных творцов, которые датированы III и IV веком до нашей эры. Такое же нашли и в Бельгии, в Герн Сен-Гюбер. Там, в гробницах, археологи обнаружили пчелиный воск, смолы, смесь-составы, краски и различные другие приспособления, которые можно было считать инструментами художников – циркули, доска из серого мрамора, бронзовая ложечка и так далее. Это очень помогло исследователям энкаустики, но все же не смогло ответить на все вопросы.

И даже найденные в 1887-м фаюмские портреты, которые очень многое прояснили, все же не стали исчерпывающими историческими источниками. Художники спорили с учеными, их выводы точно не совпадали, и тема только обрастала вопросами и сомнениями. Говоря об истории энкаустики, преступно не вспомнить два фундаментальных труда, авторства Бергера и Шмида.

  • Бергер «Живописная техника древности». Это работа, основанная на изучении античных источников, если и не исчерпывающая, то очень подробная. Но тем не менее выводы Бергер сделал неверные. Он решил, что энкаустика не подразумевает кисть, а ведь это не так. И эта ошибка стоила большой путаницы. Он все же потом признал, что кисть использовалась художниками, и тогда пошел по новой логике – разработал теорию «осмысленного воска» (восковой эмульсии), то есть той субстанции, которая спокойно сочеталась с использованием кисти. Но даже нащупывание правильного пути не позволило Бергеру до конца понять, что же скрывает древняя энкаустика.
  • Шмид «Техника античной фрески и энкаустики». Он пошел дальше своего коллеги. И главное, что он, в отличие от Бергера, был не только теоретиком, но и практиком. Он сам сделал несколько серьезных работ в этой технике. Однако и его открытия все-таки были неполными, ведь он писал только о горячем способе. Но их однозначно было несколько. А еще Шмид получил патент на свои открытия, а потому не раскрыл рецептуры красок, не расписал способы работы с ним.

Российские исследователи тоже занимались энкаустикой – Кудрявцев, Грабарь, Киплик, Айналов, Фармаковский.

Виды

Есть несколько видов восковой живописи – можно придерживаться одного, можно пробовать разные, можно сочетать.

Разглаживание

Это основная технология, которая заключена в расплавлении воска на подошве утюга. После того как воск станет жидким, утюг осторожно переворачивают и проводят нагретым по полотну. Тут весь фокус в том, что делать это нужно максимально деликатно, иначе полотно запросто можно испортить прожогом.

Оттиск

С помощью этой техники создают интересные узоры, которые напоминают прожилки листа. На полотно наносят воск, затем нагретый утюг прикладывают на пару секунд, не более. Поднимать прибор надо перпендикулярно полотну, иначе вместо красивых прожилок получится что-то размазанное.

Работа ребром

Эта техника помогает освоить нанесение изящных линий нужной длины. К примеру, стебельков травы или цветов. Поверх рисунка, который наносится на прочную бумагу либо ее аналог, ребрышком утюга проводят линии. И сила нажатия будет регулировать толщину этих линий.

Работа носом

А это впечатляющее название также относится, конечно, к утюгу, а не к носу. Носик утюга обмакивается в расплавленный воск, и так прорисовываются детали.

Разумеется, логично не переходить сразу к рисованию картины в конкретной технике, а отработать отдельные приемы. Техника интересная, но требует использования нагревательного прибора, а значит, действовать нужно поступательно, осторожно.

Необходимые инструменты и материалы

Если подойти к теме профессионально, то и подготовка должна быть соответствующей. Нужно подготовить следующие инструменты.

  • Каутерий. Это ручка с нагревательным наконечником, может быть разной формы, с комплектом насадок. В английской версии называется стилусом. Хорошо помогает прорисовать мелкие детали.

  • Утюг. Это главный инструмент. К слову, для энкаустики продаются специальные утюжки, не обязательно брать те, что для глажки одежды. Специальный утюг маленький, легкий, он имеет снимающуюся ручку.

  • Цветной воск. Это специальный воск, который заменяет фактически краски.

Но новички вряд ли согласятся запастись недешевым набором инструментов и материалов, и поищут более доступную альтернативу. Например, восковые мелки, клей, а еще плотную бумагу и фен. И все перечисленное поможет понять, что такое энкаустика.

Мастер-класс для начинающих

Описанный ниже вариант максимально прост, но он помогает понять, как пошагово рисовать воском с нагревательным прибором. В данном случае это фен, а не утюг.

Простой МК:

  • на ровной поверхности разложить лист бумаги;
  • из восковых мелков выложить заборчик так, чтобы узкие части их глядели вниз;
  • мелки фиксируют на неотклееные этикетки;
  • нужно ждать, пока подсохнет клей;
  • фен пора включить на полную;
  • струя теплого воздуха направляется на мелковые носики;
  • теперь надо плавно перевернуть работу по мере воскового плавления, формируя разводы;
  • расплавленным цветным воском нужно заполнить весь лист;
  • остается дождаться, когда картина высохнет.

Можно усложнить задачу – когда вся плоскость окажется в теплом воске, прочертить линии с приемом «работа ребром». И уже потом просушивать картину. Здесь же можно опробовать технику «оттиск».

Известные мастера

Если хочется изучить тех, кто прославился работами в этой технике, обязательно нужно посмотреть работы Эстер Геллер. Это американская мастерица, которая придумала органические абстракции. Она много пробовала интересного именно с восковой живописью, а еще прочитала немало лекций по всему миру. Что, в свою очередь, здорово популяризировало энкаустику. Также в этом списке обязательно будет Тони Шерман, канадский мастер, прославившийся рядом картин эпохи Наполеона. А Бэтси Эби делала спокойные и нежные картины, которые вдохновлены классической музыкой. Педро Куни-Браво – художник, который плюс к восковой живописи реанимирует старинные фрески.

Конечно, стоит подробнее рассказать о Фаюмских портретах. Это погребальные портреты, которые практиковали в Римском Египте I-III столетии. В Фаюмском оазисе нашла их в 1887 году британская экспедиция Флиндерса Питри. Такой портрет подменял маску для мумии при погребении. В итоге артефакты оказались в коллекциях музеев мира (в Метрополитен-музее и в Лувре, например, они тоже есть). В Пушкинском музее в Москве есть также 23 погребальных портрета. А всего их найдено на сегодня порядка девяти сотен.

Отличало эти портреты использование тонкого сусального золота. Кое-где можно было увидеть полностью позолоченный фон. В основе портретов была древесина. Отдельные произведения были сформированы в смешанной технике: темпера плюс энкаустика. Почему так ценны Фаюмские портреты: это лучшие образцы античной живописи, которые сохранились до сего дня. Они поражают своей реалистичностью, на них изображены мужчины и женщины разных возрастов, и изображения удивительно точны. Возле этих полотен хочется задержаться подольше.

Энкаустика подойдет как вид творчества тем, кто хочет эксперимента. Не просто классической живописи, а использования какой-то необычной технической составляющей в работе. Никогда наперед не знаешь, что выйдет в итоге. Но в картинах, написанных в технике энкаустики, есть особая теплота, загадочность, приятная размытость. Они очень атмосферные и стильные. Плюс работа с теплом, с плавящимся воском – это что-то интимное, расслабляющее, нечто, работающее как эффективная арт-терапия.